Создание системы менеджмента качества услуг как части комплекса управления организацией предполагает достижение определенных результатов, основанных на удовлетворении ожиданий заказчиков. Это модель управления взаимосвязанными и взаимозависимыми процессами.
За результат этих процессов, представляющих концентрацию знаний, умений и навыков работы руководства и персонала, платит потребитель. Именно они определяют качество продукции или услуг. Предназначена система менеджмента качества услуг для постоянного улучшения деятельности и повышения конкурентоспособности организации.
Менеджмент качества услуг включает в себя создание системы управления и доведение ее до совершенства в ходе последующего использования.
В чем заключаются основные принципы системы? Это, прежде всего, комплексное управление качеством услуг, совершенствование технологий, постоянный контроль улучшения работы, анализ потребностей клиента, рост показателей подразделений. А также закрепление личной ответственности за результат, повышение квалификации сотрудников, вовлечение всех специалистов в процесс создания услуг высокого уровня.
Разработка системы менеджмента позволяет решить текущие задачи компании. Успех зависит от подготовленности руководителей на всех уровнях, особенностей технологических процессов, степени активности персонала в достижении целей.
Внедрение системы менеджмента качества услуг обеспечивает любой компании положительную динамику прибыли, возможность влияния на поставщиков, наращивание балансовой стоимости, привлечение и окупаемость инвестиций, преимущество в тендерах.
Для персонала самой организации система менеджмента качества гарантирует полную занятость, четкое распределение полномочий и ответственности. Подобная инновация улучшает отношения внутри компании, приносит увеличение зарплаты и расширяет возможности служебного роста.
В результате компания укрепляет свои позиции и удовлетворяет требования самых взыскательных потребителей за счет оптимизации цен на продукцию или услуги, улучшения дисциплины поставок, качества товаров. В свою очередь, улучшение репутации ведет к стабильности заключения сделок и росту авторитета фирмы.
Внедрение системы менеджмента качества услуг в любой организации позволяет по-новому оценить ее работу, найти быстрый и правильный путь к совершенству деятельности, предотвращает ошибки в будущем.
Оценкой создания системы менеджмента служит сертификат соответствия требованиям ISO 9001. Международный стандарт сегодня – это не ГОСТы или ТУ, а набор определенных требований к управлению качеством продукции либо услуг. Стандарты серии ISO 9000 представляют собой пакет документов по обеспечению качества, составленный членами международной делегации. ISO 9001 – основа для достижения любым предприятием стабильно высокого уровня развития.
Стандарты ISO 9000 в настоящее время чрезвычайно популярны на мировом рынке. В серию входят следующие документы:
- ISO 9000. Системы менеджмента качества. Основные принципы и словарь.
- ISO 9001. Системы менеджмента качества. Требования для СМК.
- ISO 9004. Руководство к совершенствованию (рассматривается дальнейшее развитие построенной СМК с целью улучшения внутренних процессов организации.).
Серия ISO 9000 применима к любой организации, стремящейся оптимизировать методы управления и технологию рабочих процессов, независимо от размеров компании и отрасли.
Сегодня заказчик выдвигает очень жесткие требования к производителю. Потребитель хочет быть уверен, что у компании есть не только желание, но и возможности производства продукции и оказания услуг высокого качества. Подтверждением этому становится сертификат соответствия предприятия, требованиям международного стандарта.
При сертификации СМК используются такие принципы, как добровольность фирм-заявителей, свободный доступ к участию в процессе, объективный подход к оценке всех факторов, высокая квалификация «экзаменующих» органов, контроль выполнения поставленных требований.
Система менеджмента качества услуг и товаров – одна из самых актуальных реалий современности.