Сегодня система менеджмента качества в колледже, институте или университете уже не является диковинкой – все больше учебных заведений начинают заботиться о качестве предоставляемых образовательных услуг. Во многом это связано с тем, что в последнее время в нашей стране стали происходить значительные перемены, касающиеся многих областей нашей жизни, в частности, системы образования. Сегодняшнее время можно назвать информационным веком, следовательно, перед каждым образовательным учреждением – школой, колледжем, институтом – стоит задача в решении принципиальной проблемы, заключающейся в подготовке подрастающего поколения к нормальной жизни в новых условиях. И решение вопроса заключается не только в повышении уровня образования, а о внедрении в образовательный процесс гибкой система менеджмента качества в колледже, которая позволит быстро реагировать на постоянно изменяющиеся запросы общества в плане формирования активной творческой личности. Кроме того, внедрение системы менеджмента качества повлечет за собой и увеличение уровня образования.
Сегодня качество образования определяется как необходимый уровень умений и знаний, физическое, нравственное и умственное развитие. И все эти навыки предоставляются обучаемым различными образовательными учреждениями. При этом качество образования, например, в колледже, определяется его соответствием общепринятому стандарту, во многом зависит от степени престижности полученного образования в системе государственных приоритетов и общественного сознания, материально-технической базы и финансирования образовательного учреждения, а также технологией управления.
Принимая во внимание современные тенденции в области получения профессионального образования, руководство многих колледжей принимает решение разработать и ввести новую систему менеджмента, с помощью которой можно повысить качество образовательного процесса. Происходит это после изучения опыта других училищ и колледжей, в которых система менеджмента уже давно и успешно работает.
В качестве базовой модели обычно выбирается система менеджмента качества, требования которой закреплены в международных стандартах ISO 9001:2015. В данных стандартах закреплены следующие принципы, соблюдая которые можно добиться эффективного функционирования системы:
- ориентация на конечного потребителя;
- лидерство руководства;
- привлечение к работе всего персонала;
- процессный подход к работе;
- системный подход к решению вопросов с системой менеджмента;
- постоянная работа, направленная на улучшение образовательного процесса;
- принятие решений, обоснованных фактами;
- взаимовыгодное сотрудничество с деловыми партнерами.
Для успешного внедрения системы менеджмента качества можно пригласить сторонних специалистов, которые, согласно плану и договоренности, будут оказывать всестороннюю помощь в проектировании и внедрении системы менеджмента, будут проводить экспертизу и анализ инструкция и положений, существующих в колледже.
Для того, чтобы система менеджмента качества в колледже сразу же начала работать, необходимо, в первую очередь, преподавателям и администрации пройти соответствующее обучение, в ходе которого им станет более понятной структура будущей системы качества.
Кроме того, в колледже следует создать рабочую группу, которая будет заниматься разработкой и сертификацией СМК. В данную группу должны обязательно входить директор колледжа, его заместитель, юрисконсульт и представитель по качеству. После того, как будет проведен маркетинговый анализ в плане требований главных потребителей образовательных услуг, руководство колледжа должно разработать Миссию образовательного учреждения, определить политику и цели в области качества.