Как известно, образование - это та основа, с которой начинается социализация человека, начинается его самостоятельная жизнь в обществе. Пожалуй, именно от образования и зависит дальнейшая судьба индивида, его место в жизни государства, его приоритеты и внутренние правила. В этом отношении первостепенной задачей государства является обеспечение наилучшего качества образования. Не стоит жалеть ни средств, ни времени на повышение его качества, ведь это работа на перспективу. Благополучие страны напрямую связано с тем, насколько образованны и квалифицированны ее жители. Ни для кого не секрет, что с каждым годом качество образования в Российской Федерации неумолимо снижается, это общая тенденция для многих.
Необходимость выведения качества образования на международный уровень, приведение его в соответствие с интернациональными стандартами и нормами – именно такие цели и задачи стоят перед современным обществом. В первую очередь, необходимо обратить внимание на повышения качества обучения преподавателей, повышение их квалификации. Это должно производиться с учетом того, что в старших классах будет качественное профильное деление. Да и плюс к этому, школьники, не желающие в дальнейшем поступать в высшие учебные заведения, будут получать высокого качества начальное профессиональное образование. Это достаточно серьезный шаг, требующий серьезной проработки, так как система уже все-таки сформирована, и любое внесение изменений может привести к разнообразным (в том числе и к негативным) последствиям.
Достаточно трудно сформулировать, что же такое качество образования. Если говорить упрощенно, то это неуклонное следование установленным стандартам в данной сфере. Система менеджмента качества в школе - это процесс, направленный на упорядочивание и на стандартизацию всей системы образования. В чем же проявляется этот процесс? А проявляется он в улучшении (или, если необходимо, преобразовании) основных показателей, формирующих качество образования.
К таким показателям можно отнести:
- обученность учеников;
- степень адаптации и приспособленности в обществе;
- способность к творческой деятельности;
- уровень воспитанности;
- полноценное развитие школьника в психической и др. сферах жизни.
Во всем мире система образования существует в соответствии с определенными стандартами и показателями, такими как:
- степень образования;
- качество управленческих кадров;
- сформулированные цели и задачи образования;
- материальное обеспечение образовательных учреждений;
- многие другие.
Введение системы менеджмента качества в школе обязательно и необходимо. Преобразования нужны, но нельзя сказать, что совсем никакого развития нет, за последнее время был проведен целый комплекс мер, направленных на переход к многоуровнему образованию. Наличие различных форм образования дает родителям и их детям возможность подобрать то учебное заведение, которое будет полностью удовлетворять их потребностям. Возможность выбора формы получения знаний, выбора учебной и методической литературы, а также выбор преподавательского состава – те факторы, которые являются существенными достижениями последних реформ в сфере образования.
С системой менеджмента качества серьезная работа ведется на региональном уровне, нельзя забывать, что качественно образование должно предоставляться любым гражданам, вне зависимости от их материального положения. Большую роль в развитии образования играет и наличие коммерческих образовательных учреждений, которые стремятся предоставить наиболее качественные услуги, так как от этого напрямую зависит их прибыль и доход. Но они, в свою очередь, также должны работать в соответствии с теми стандартами, которые необходимы обществу для его полноценного развития. В основном наибольшую популярность имеют коммерческие вузы, их появилось уже большое количество. Необходимо выявлять те, которые все-таки работают некачественно, и дипломы которых не подтверждаются знаниями выпускников.