Система менеджмента качества в транспортной сфере предъявляет требования к компаниям, оказывающих транспортные услуги. Данные требования определены стандартами ISO 9001, GDP, IFS logistic, ISO 39001, ISO 28001 и другими.
Стандарт ISO 9001 "Системы менеджмента качества. Требования" применим к различным предприятиям, независимо от их размера, количества сотрудников, типа выпускаемых услуг или продукции. В стандартах серии ISO сосредоточен международный опыт ведения бизнеса и организации производства, который будет полезен предприятиям для того, чтобы не совершить типичных ошибок, характерных для любого бизнеса из разных отраслей, которые допустили многие.
GDP (Good Distribution Practice, Надлежащая дистрибьюторская практика) устанавливает правила обеспечения качества хранения, транспортировки и реализации фармацевтической продукции. Сертификат дает возможность получить статус одобренного перевозчика или логистического оператора у европейских производителей фармпродукции.
IFS logistic подходит для пищевых и для непродовольственных товаров. Охватывает все виды логистической деятельности, такие как: транспортировка, хранение, распределение, погрузка / разгрузка и другие.
ISO 39001 устанавливает требования к системе менеджмента безопасности дорожного движения, для обеспечения возможности для организации, которая связана с системами дорожного движения, добиться уменьшения числа погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, на которые эта организация может влиять.
ISO 28000 "Технические условия для систем менеджмента безопасности цепи поставок" является стандартом управления высокого уровня, который позволяет организации создать общую систему менеджмента безопасности цепи поставок.
Преимущества внедрения системы менеджмента качества в транспортной сфере:
- своевременное обнаружение проблем;
- повышение удовлетворенности клиентов;
- лучшее понимание потребностей клиентов;
- процессы создания продуктов и услуг более эффективны, прозрачнее и безопаснее;
- улучшение отношений с поставщиками;
- все процессы компании стандартизованы, оценены и разъяснены персоналу;
- предоставление возможности предприятиям конкурировать на рынках по всему миру;
- обеспечение качества, безопасности и надежности.
Для оценки результативности отдельных процессов и всей системы менеджмента в целом можно использовать следующие группы показателей:
- cвоевременности доставки груза:
- Точность прибытия – доставка груза к заранее установленному и закрепленному документально сроку.
- Срочность доставки груза – скорость перемещения груза (время нахождения груза в процессе доставки).
- сохраняемости грузов в процессе доставки:
- Доставка груза без повреждений – сохранность грузов в процессе доставки и их последующая пригодность к использованию по назначению после доставки грузополучателю (данный показатель качества наиболее целесообразно использовать при доставке готовой продукции производственно-технического назначения).
- Доставка груза без потерь – сохранение массы груза идентичной в начале и конце доставки или уменьшенной в соответствии с установленными нормами естественной убыли (данный показатель качества рекомендуется использовать при работе с навалочными, насыпными и скоропортящимися грузами).
- Доставка груза без пропажи – сохранение числа мест груза одинаковым, соответственно, в начале и в конце процесса доставки груза.
- Экономические показатели, которые характеризуют составные и общие затраты, возникшие в процессе доставки груза грузополучателю в целом или в связи с выполнением отдельных видов работ.
СМК способствует более четкой и организованной работе транспортных предприятий в области распределения функций и управления бизнес-процессами.