Система управления качеством продукции подразумевает целеустремленный, планомерный и постоянный контроль абсолютно на всех уровнях на условия и факторы, которые оказывают влияние на производство качественной продукции и полноценное ее применение. Если посмотреть назад, то раньше большинство предприятий, решая проблемы с качеством производимой продукции, в основном ориентировались на технические условия и степень качества, не учитывая при этом потребности рынка. Но справедливости ради стоит отметить, что система управления качеством в нашей стране в значительной степени повлияла в лучшую сторону в развитии методов и вариантов управления качеством, которые сегодня применяются во всем мире.
Системный подход, который лучше всего использовать при решении вопросов с управлением качеством, предполагает, что между всеми структурным подразделениями компании будет осуществляться четкое взаимодействие. Система управления качеством продукции, которая регламентируется международными (например ISO 9001) и отечественными стандартами, контролирует весь производственный цикл изделия, начиная от разработки и проектирования, и заканчивая отправкой потребителям и утилизацией. Также она распространяется на такие элементы, как материальное и техническое обеспечение, маркетинг, обслуживание, сбыт.
Кроме этого система управления качеством — это совокупность методов управления и управленческих органов, средств, методов, мероприятий, которые направлены на обеспечения высокого качества продукции и его поддержания.
В нее включены следующие элементы:
- Тактического, стратегического и оперативного управления качеством.
- Принятия решений, учета, анализа, управляющих воздействий, информационные и контрольные.
- Специализированные и общие элементы для всех производственных циклов продукции.
- Элементы управления по производственным, социальным, экономическим и научно-техническим условиям и факторам.
В соответствии с требованиями стандартов серии ISO 9000 можно выделить политику в сфере качества и саму систему качества, куда входит обеспечение, повышение и управление качеством.
Политика предприятия в области управления качеством и развития системы менеджмента качества может быть выражена в виде долгосрочной цели или отдельного направления деятельности и предусматривать:
- улучшение экономического состояния организации;
- завоевание и расширение рынков сбыта;
- достижения высокого уровня качества выпускаемой продукции;
- ориентацию на максимальное удовлетворение ожиданий потребителей определенных регионов или областей;
- освоение новых технологий для производства современной продукции;
- улучшение важных показателей качества;
- снижение уровня брака и увеличение гарантийных сроков;
- повышение уровня сервиса.
Система управления качеством продукции — это комплексная система менеджмента, которая ориентируется на постоянное повышение уровня производства, на минимальное использование производственных затрат и материальных ресурсов, а также на своевременные поставки. Основная идеология данной системы основывается на принципах — совершенству нет предела. Поэтому существует целевая установка — нулевое количество брака и минимум непроизводительных затрат. При этом всем понятно, что достичь такого совершенства вряд ли удастся, но, тем не менее, нужно к этому стремиться, и на достигнутых результатах не останавливаться. И здесь очень уместным будет выражение: «Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня».