В основе работы системы менеджмента качества лежат принципы системного и процессного подходов.
В основе работы системы лежат принципы системного и процессного подходов. Принцип системности выражается в руководстве компанией как системе действий и мероприятий, направленных на решение поставленных задач. Процессный подход создан для выявления процессов, в наибольшей степени влияющих на достижение целей. При этом определяются и задаются предпосылки и последствия процессов, заказчики, поставщики и другие стороны-участники. В результате, процессы, выполняемые при производстве и дальнейшем обороте продукции, задают организационную структуру предприятия. Таким образом, современная система контроля качества объединяет в себе организационную составляющую, структуру документации, информационную систему и описание влияющих на качество процессов. Естественно, для эффективной работы указанные составляющие должны быть взаимосвязаны и охватывать в полном объеме организацию и ход процессов производства.
Документация системы СМК:
- руководство по качеству;
- политика и цели в области контроля качества;
- регламенты процессов;
- другая документация (отчеты по качеству, процедуры и т.п.).
Руководство по качеству представляет собой общий руководящий документ, описывающий работу всех составляющих системы качества. Задачи и политика в области контроля качества провозглашают направление развития, пути совершенствования производства. Регламенты процессов – документы, определяющие деятельность сотрудников предприятия с целью достижения требуемого качества. Отчеты по качеству являются информационными записями, появляющимися в ходе работы организации. Отчеты по качеству обеспечивают СМК сведениями о функционировании системы качества и позволяют определять и задавать новые тактики улучшения качества производимой продукции (оказываемых услуг).
Система СМК объединяет в себе организационную структуру, систему документации, определяющую направление развития в области качества, обязанности менеджеров, правила работы организации и прочие элементы. Но система представляет собой больше, чем просто набор документов, одним из её важнейших аспектов является эффективное внедрение в жизнь установленных в документации правил и стандартов. После решения о создании системы менеджмента качества правление организации должно детально проанализировать и по возможности усовершенствовать составляющие управляющих, производственных и прочих подсистем, так как управление качеством требует комплексного подхода и невозможно без совместного функционирования всех систем.
Одним из направлений работы системы СМК является организация и совершенствование системы мотивации сотрудников. Рост заинтересованности в результатах собственного труда и общей работы коллектива организации способствует увеличению доходов как компании в целом, так и каждого сотрудника в частности.
Четкое подчинение регламенту отдельных составляющих системы управления уже ощутимо снижает расходы, а их продуманно выстроенная система взаимодействия способна значительно повысить прибыль.
Своевременный контроль, отладка производственных процессов и выполнение требований нормативов на протяжении всего цикла работ значительно способствуют росту качества производимой продукции, уменьшению финансовых потерь от возможного брака (немалую роль в этом играет своевременная переоснастка производства).