СМК ИСО 9001 2015 – это стандарт на системы менеджмента качества ISO, разработанный Международной Организацией по стандартизации (сокращенно ISO). Это такая система управления процессами предприятия, которая обеспечивает выпуск продукта со стабильным качеством и соответствующего требованиям потребителя. СМК – составная часть общей системы управления организации, и построена она в полном соответствии с требованиями ISO 9001 2015.
Методика создания СМК ИСО 9001 основывается на принципах системного и процессного подходов. Системный подход - это такая организация менеджмента организации, при которой вся цепочка производства или осуществления деятельности организации рассматривается как система взаимосвязанных процессов, каждый из которых направлен на достижение поставленных целей.
При создании СМК ISO 9001 2015 выявляются отдельные процессы, от которых зависит достижение конкретного результата. Каждый отдельный процесс рассматривается, четко определяется его начало и окончание, заказчики, поставщики и все заинтересованные в процессе стороны. Последовательность выявленных процессов выстраивается с учетом организационной структуры предприятия, последняя может быть существенно скорректирована при разработке и описания процессов. Современная система менеджмента качества на основе ИСО 9001 2015 представляет собой симбиоз организационной, информационной, документальной и процессной структур, которые тесно взаимодействуют между собой.
Документация СМК ISO 9001 2015, как правило (но совершенно не обязательно!), имеет следующую структуру:
- Руководство по качеству. В этом документе содержится описание элементов СМК и их взаимодействие. Документ, как и многие другие документы, не является обязательным в новой версии стандарта ИСО 9001 2015 года.
- Политика и цели организации в области качества.
- Документированные процедуры. Набор таких процедур каждая организация определяет сама. Стандартными являются: управление документированной информацией, управление несоответствиями и другие.
- Рабочие инструкции, где содержатся регламенты процессов и операций. Они являются нормативными документами для организации в части производства или осуществления любой деятельности.
- Записи по качеству необходимы для того, чтобы получить информацию о ходе деятельности предприятия, чтобы зафиксировать свершившиеся события.
Стандарт ИСО 9001 2015 основан на принципах:
- Ориентация на потребителя.
- В систему менеджмента качества вовлечен весь персонал организации, а руководители являются лидерами в этой системе.
- Процессный подход в менеджменте.
- Основанием для принятия решений являются только факты.
- Постоянное совершенствование системы менеджмента качества.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Внедрение СМК ИСО 9001 2015 приносит выгоды:
- Обеспеченное декларируемое качество продукта.
- Рациональность распределения ресурсов организации, ответственности и полномочий персонала.
- Рост компетентности персонала.
- Совершенствование системы управления организацией.
- Оптимизация инфраструктуры.
- Прозрачность ключевых процессов.
- Возможное снижение себестоимости продукции.
- Уменьшение коммерческих рисков.
- Возможность организации выхода на международный рынок.
- Рост имиджа и репутации организации.
- Укрепление экономической устойчивости.
- Преимущество в получении госзаказа и участии в тендерах.
- Инвестиционная привлекательность и капитализация бизнеса организации;
- Конкурентные преимущества в течение долгого срока.
Стандарт ISO 9001 2015 - это набор требований для управления системой качества. Хотя наличие системы на основе стандарта ISO 9001 2015 еще не является гарантией качества, но оно означает, что организация имеет все возможности и рычаги управления качеством.