За последние годы актуальность проблем транспорта в логистических системах растет, что объясняется развитием инфраструктуры отечественных товарных рынков, а также увеличением товарооборота. В связи с этим системы менеджмента качества в логистике и транспорте играют важную роль.
Современные представления о транспортировке грузов по России стали изменяться вместе с развитием рыночных отношений, начиная с транспорта и заканчивая сферой услуг. Поэтому потребители выбирают такие способы транспортировки, которые обеспечивают лучшее качество логистических сервисов. Цель современных транспортных компаний можно сформулировать так: доставить необходимый товар нужного качества в заданное время с минимальными затратами.
Существует несколько вариантов построения системы управления качеством. Наиболее известный из них – это создание системы контроля качества (СКК) на основе международных стандартов ISO. Система менеджмента – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей. Система менеджмента качества – часть системы менеджмента применительно к качеству. Такая система связывает возможные разрозненные блоки и элементы управления качеством на предприятии в единое комплексное целое и строится с учетом всех факторов, которые оказывают влияние на качество предоставляемых компанией услуг.
С одной стороны, СКК, основанная на стандартах ISO, – это мощнейший инструмент управления качеством. С другой стороны, создание и внедрение такой системы требует на начальном этапе определенных и весьма немалых ресурсов со стороны бизнеса, а впоследствии будет приносить желаемый эффект от внедрения только при условии корректного управления и четкого соблюдения набора регламентов и ограничений, описанных в стандарте.
При внедрении системы менеджмента качества в логистике конструктивное значение имеют следующие области:
- снабжение материальных ресурсов;
- поддержка производства;
- распределение.
- выбор оптимального вида транспорта;
- выбор способов транспортировки;
- выбор транспортных средств;
- выбор перевозчиков и логистических партнеров по транспортировке;
- оптимизация всех параметров транспортных процессов.
При организации транспортировки нужно согласовывать и комплексно планировать ее операции вместе с другими логистическими функциями, к примеру, грузопереработкой или складированием.
Существует несколько видов транспорта:
- морской;
- железнодорожный;
- водный;
- автомобильный;
- трубопроводный;
- воздушный.
У каждого из этих видов есть свои достоинства. К примеру, железнодорожный транспорт имеет высокую провозную и пропускную способность. Он не зависит от климатических условий, суток и времени года, при этом обеспечивается высокая скорость доставки разных грузов на расстоянии выше полутора тысяч километров. Морской транспорт также имеет несколько преимуществ. С ним возможны межконтинентальные перевозки, при этом обеспечивается их низкая себестоимость и низкая капиталоемкость. Автомобильный транспорт отличается высокой доступностью.
СМК предусматривает создание такой модели компании, где каждая услуга или процесс получения продукта рассматривается как звено непрерывной цепочки в конце которой стоит Потребитель. Модель предполагает появление новых горизонтальных связей и отношений, направленных на исчезновение межфункциональных барьеров, так как качество часто теряется именно на стыке функциональных подразделений.