В 2012 году Российская Федерация вступает во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Наша промышленность становится полноценным участником европейской интеграции, получает более широкие возможности для экспорта своих станков и наукоёмкой продукции в страны Евросоюза. Однако развитые рынки отличают высокой конкурентностью. Поэтому многим российским производителям необходимо совершенствование системы менеджмента качества.
Система менеджмента качества совершенствует весь цикл производственной и вспомогательной деятельности предприятий. Особое внимание уделяется совершенствованию системы менеджмента логистических и технологических процессов, а также контролю сырья, материалов и комплектующих, а также выходному контролю. Продолжается совершенствование производственного контроля со стороны службы качества заводов и самоконтроля операторами поточных линий. Предприятия машиностроительной отрасли пережили в России не самые лучшие для себя последние тридцать лет. По многим параметрам проиграны рыночные доли по поставке машин и оборудования. Например, мы потеряли лидерство на рынках развивающихся стран в области сельскохозяйственного машиностроения. Российская автомобильная отрасль держится из последних сил под натиском европейских, японских, китайских и корейских конкурентов. К сожалению, есть и другие негативные факты. Вступление в ВТО может стать новым, дополнительным стимулом для развития металлоёмких и энергоёмких отраслей промышленности – нужно лишь поработать над эффективностью. Совершенствование системы менеджмента качества – правильное начало. Что нужно предпринимать?
Во-первых, нужно провести внутренний аудит существующей системы менеджмента качества, выявить все её несовершенства и несоответствия. Особое внимание уделить процессу принятия управленческих решений, этапам входного контроля, отделу технического контроля, службе управления качеством.
Во-вторых, машиностроительному предприятию следует самостоятельно, или при поддержке отраслевых экспертов и аудиторов систем управления качеством, разработать план корректирующих мероприятий и начать внедрять изменения и устранять несоответствия немедленно.
В-третьих, особая роль в руководстве качеством отводится при работе в международном торговом сообществе отраслевым союзам. Необходимо пересмотреть множество ГОСТов (государственных стандартов), Единых технических условий, нормативов и регламентов и внести изменения, связанные с современными условиями.
В-четвёртых, руководителям предприятий, пришедшим из старой «советской» системы менеджмента заводами, цехами, поточными сборочными линиями нужно либо полностью изменить свой подход в управлении людьми, либо использовать опыт управления «европейских» менеджеров.
В основе любой современной системы менеджмента лежит так называемый «процессный подход». Описать его основные принципы довольно просто. Это означает рассмотрение любой деятельности завода в качестве непрерывного, повторяющегося и возобновляемого процесса, имеющего «владельца», «участников», «ресурсы», «контрольные точки», «результаты», «исходные данные» и т.д. Кроме того, в процессном подходе меняется личная роль каждого сотрудника – участника процесса, а для руководителей – меняются методы мотивации персонала. Проще говоря, отменяется система поощрений и наказаний, а СМК становится неотъемлемой частью деятельности и добровольной ответственностью каждого работника.
Мы считаем необходимым обратить внимание всех потенциальных участников рынка, что уклониться от качественных перемен не удастся никому. Австрийские, немецкие, итальянские, шведские, голландские производители технологического оборудования, станков и машин рвутся на рынок России и через нее на рынок Таможенного Союза и стран СНГ. Уже сейчас инвесторы в экономику России во многих случаях предпочитают импортное оборудование отечественным станкам, а ведь так было не всегда. Причина негативных изменений совершенно понятна – наши национальные лидеры отрасли имеют слабо развитые системы менеджмента качества. Если уровень качества изменится, если в результате совершенствования систем менеджмента качества удастся вывести предприятия на новый, современный уровень, добиться гарантий производителя аналогичных «зрелым» участникам ВТО – у нашей машиностроительной продукции есть будущее и перспективы. Поддерживают уверенность национальные традиции в области изобретений и инноваций, сильная конструкторская школа, наличие богатейших сырьевых ресурсов и квалифицированных работников.