Проблемам качества в рыночной экономике уделяется огромное внимание. Серьезная конкуренция влечет за собой разработку программ и мероприятий по улучшению качества. На практике возникла необходимость в разработке ряда объективных показателей для грамотной оценки предприятий выпускать готовую продукцию с требуемыми качественными характеристиками. Со временем компаниям стало недостаточно наличия тех доказательств, которые подтверждают способность поддержания оговоренного уровня свойств или качества продукции. Это было вызвано ужесточением конкуренции. Современный путь развития охватывает не только проблему качества, но и самого управления. То есть необходимо совершенствование системы менеджмента на предприятии. Вследствие этого на предприятиях стали распространены системы менеджмента, которые являются управляющим фактором любого производства, при этом охватывая все стадии деятельности компании. Повышение качественного уровня готовой продукции и его совершенствование на данный момент расценивается как основное условие конкурентоспособности.
Совершенствование системы менеджмента на предприятии происходит с учетом его конкретной деятельности, специфики выпускаемой продукции, особенностей рынка. В основном процесс совершенствования систем менеджмента охватывает все стадии производства, среди которых можно выделить следующие виды деятельности. Это маркетинг, поиск и изучение рынков, проектирование и разработка товаров, подготовка и разработка производственных процессов, само производство, материально-техническое снабжение, проведение испытаний и обследований, контроль, упаковка и хранение, распределение и реализация, монтаж, эксплуатация, обслуживание, техническая помощь.
Принцип совершенствования систем менеджмента является довольно простым. Инициатива исходит от самих предприятий. Они формируют базовые требования, после чего решается вопрос о целесообразности разработки новшеств. При положительном решении выделяется технический комитет, который и будет разрабатывать все мероприятия по усовершенствованию.
Система менеджмента представляет собой базовые руководящие правила, которые формируют общую основу и определяющий характер оптимального выполнения процессов управления качественным функционированием. Совершенствование системы менеджмента на предприятии учитывает семь принципов управления качеством. Это ориентация на потребителей, лидерство, вовлечение сотрудников, процессный подход, постоянное совершенствование, принятие решений, основанных на фактах, взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками (менеджмент взаимодействия).