Сегодня существуют два способа регулярного совершенствования производственных процессов и повышения эффективности СМК.
Первый – это, так называемые, проекты прорыва, за которыми следует пересмотр существующих процессов и поиск путей для их совершенствования, улучшения, либо разработки новых.
Второй состоит в постепенном (поэтапном) улучшении, проводимых сотрудниками организации в рамках имеющихся процессов.
Считается, что основополагающий принцип проектирования и дальнейшего совершенствования системы менеджмента — процессный подход. Данная концепция предполагает выпуск продукции, предоставление услуг и управление организацией рассматривать как совокупность отдельных действий, взаимосвязанных между собой. Здесь каждый процесс считается совокупностью целенаправленных действий, перенаправляющих его входы в выходы, а также имеющих своих потребителей и поставщиков. Следует отметить, что реализация данной концепции кардинально дополняет традиционный подход к системе менеджмента организации, в основе которой лежит иерархическая организационная структура управления.
Итак, процессный подход совершенствования системы менеджмента предусматривает:
- Выявление, идентификацию имеющихся процессов.
- Анализ, проектирование новых, либо, в случае необходимости, перепроектирование (реинжиниринг или реформирование) существующих.
- Установление строгой ответственности за отдельный процесс (а не только за элементы или функции).
- Организацию материального обеспечения, определение потребителей и поставщиков (как внешних, так и внутренних).
- Определение показателей деятельности, построение системы измерения, анализа и постоянного мониторинга системы менеджмента организации.
Совершенствование системы менеджмента организации возможно при постоянном улучшении процессов для обеспечения всем заинтересованным сторонам максимальной выгоды.
Стоит понимать, что сотрудники организации – это лучшие поставщики идей, направленных на постоянное улучшение и совершенствование системы менеджмента качества, поэтому вовлеченные в работу сотрудники организации наделяются полномочиями, техническим обеспечением и необходимыми материальными ресурсами, чтобы иметь возможность вносить изменения, направленные на улучшение.
Важнейший вопрос, рассматриваемый при проектировании любых систем менеджмента и их дальнейшем совершенствовании, это организационное структурирование деятельности компании, которое в значительной степени определяет и структуру управления. Очевидно, что данная структура должна полностью соответствовать потребностям конкретного предприятия, учитывая цели и условия производственной деятельности, имеющиеся материальные ресурсы и трудовые, а также требования заинтересованных сторон, предъявляемые организации.
Совершенствование системы менеджмента организации также зависит от того, как быстро структуру управления можно адаптировать к постоянно меняющимся задачам и условиям деятельности. Тем не менее, многие производственные предприятия до сих пор сохраняют линейно-функциональную структуру и в ее рамках осуществляют управление.