Современные системы берут свое начало с прошлого века – все начиналось с осуществления контроля готовой продукции. Сам механизм был разработан еще в 1905 году. В то время система качества определяла требования в виде шаблонов, именуемых калибрами (это такой своеобразный интервал допусков). Контроль осуществляли специально обученные сотрудники – инспекторы. В то время система качества делила всю продукцию на два вида – качественную и бракованную.
Такая система контроля качества была взята за точку отсчета и на ее основе были разработаны все ныне существующие современные системы менеджмента качества, а также системы общего управления предприятием. Эта система включала в себя правила и законы, которые не были связаны с личным мнением сотрудника, а ее применение было возможно только при проведении измерений их действия и проведения систематического учета. Длительное время развитие современных систем управления качеством происходило только посредством контроля качества производимой продукции и считалось инженерно-техническим вопросом. Но в то же время проблема общего управления организацией имела четко выраженный организационный характер с некоторым социальным оттенком.
По мере того, как современные системы управления качеством совершенствовались (в основном это относится к способам контроля), в общей системе менеджмента начинала формироваться классическая административная школа, в которой основными направлениями деятельности считались:
- Описание управленческих функций.
- Совершенствование современных принципов управления качеством.
- Систематизация управления предприятием.
Тем не менее, данное обстоятельство вовсе не означает, что сегодня пути общего руководства и управления качеством кардинально разошлись. Хорошим примером могут выступать принципы производительности труда, которые в свое время были сформулированы Гаррингтоном Эмерсоном. В основе данных принципов лежит постоянный, точный и полный учет, включая и качество продукции. Также, в качестве примера, можно привести организационные принципы, выдвинутые Генри Фордом, основа которых – развитая стандартизация.
Как же начала осуществляться «стыковка» общего менеджмента с теорией управления качеством? Активно развивающиеся современные параметры управления качеством стали перенимать положения общего современного менеджмента, относящиеся к организационным вопросам управления системой качества. В это же время в общем менеджменте предприятий начало зарождаться понятие «человеческих отношений», после чего данная доктрина стала воплощаться в системе управления качеством. Уже в пятидесятые годы прошлого столетия начали возникать предпосылки создания современной модели управления качеством, способствующей повышению уровня удовлетворенности потребителей, с вовлечением в процесс всех сотрудников фирмы.
Примерно тогда же начала формироваться всеобщая модель контроля качества. Под всеобщим контролем понималась такая система управления, с помощью которой можно было бы эффективно решать вопрос качества готовой продукции, а также ее стоимости, принимая во внимание запросы потребителей и выгоду самой организации. Тогда же некоторые специалисты выдвинули идею рассматривать качество на каждом этапе производственного процесса, а не только оценивать конечный продукт.
Начиная с восьмидесятых годов прошлого столетия современные системы управления качеством начали делиться на отдельные направления, при этом перечень объектов менеджмента начал расширяться – персонал, инновации, маркетинг и т.д. В структуре системы менеджмента сформировались самостоятельные дисциплины – управление маркетингом, финансовый менеджмент и прочие. В один ряд с такими дисциплинами можно поставить и внедрение СМК. Менеджмент ставил своей целью достижение определенных задач и основывался на их разработке и дальнейшей реализации.