Еще совсем недавно, в бывшем Советском Союзе, да и уже в России, в начале 90-х годов, стандартизация систем управления качеством преследовала только интересы государства, и, естественно, средства на финансирование этого мероприятия отпускались из государственного бюджета.
Но, происходящие в последнее время перемены коренным образом изменили отношение к стандартизации систем управления качеством в экономике и промышленности. Что касается стандартизации, то на современном этапе глобализации международных торговых отношений она должна обеспечить переход от превалирования государственных интересов в требованиях существующих стандартов к обеспечению в стандартах соблюдения государственных интересов, остальных субъектов хозяйствования и предпринимательской деятельности, потребителей и общественных организаций.
Более качественного совершенствования и разработки системы менеджмента и стандартизации качества в России на всех уровнях требуют современные условия хозяйствования, кроме того, без этого расширить рынки сбыта и выйти со своей продукцией на международные рынки было бы затруднительно (если даже вообще невозможно).
Существующая на сегодняшний день в России практика, в соответствии с которой осуществляется стандартизация систем управления качеством, почти по всем пунктам соответствует международным правилам и нормам. Кроме того национальный классификатор государственных стандартов также практически аналогичен международному. Однако, по мнению многих отечественных экспертов, уровень российской стандартизации не дает возможности в полной мере обеспечить учет интересов России при разработке и внедрении международных стандартов.
Стандартизация является важным элементом абсолютно во всех системах менеджмента качества продукции и предоставляемых услуг. Можно даже сказать, что это нормотворческая деятельность, при осуществлении которой изыскиваются самые рациональные нормы, а потом они закрепляются нормативными документами — инструкциями, стандартами, методиками и требований к качеству производимой продукции. То есть, можно сказать, что это комплекс мероприятий, которые выполняются для установления принятых решений в соответствие со стандартами.
Федеральный закон, принятый в 2002 году, так трактует понятие стандартизации — Стандартизация является деятельностью, которая устанавливает характеристики и правила для их многократного добровольного использования, и с помощью которой можно добиться упорядочивания во всех сферах производства и обращения товаров, а также повысить конкурентоспособность продукции или предоставляемых услуг.
Как можно понять из определения международной организации по стандартизации — ISO, стандартизация систем управления качеством — это разработка и применение правил для упорядочивания деятельности предприятий в определенных сферах на пользу и при активном участии всех заинтересованных сторон, в частности, чтобы достичь максимальной экономии во время соблюдения функциональных условий и существующих правил техники безопасности.
Действующая сегодня в России система менеджмента качества и стандартизации предоставляет возможность внедрять и поддерживать в оптимальном состоянии:
- общепринятый технический язык;
- унифицированные элементы основных технических характеристик производимой продукции — частоты, напряжения, посадки, допуски и т.д.;
- типовые конструкции и типоразмерные ряды изделий, применяемых в машиностроительной и других отраслях — режущий инструмент, крепежные изделия, подшипники и прочее;
- систему классификаторов технической, производственной и экономической информации;
- справочные данные о качествах и свойствах расходных материалов и элементов.
Современная стандартизация систем управления качеством основывается на таких принципах — системность, взаимозаменяемость, вариантность и повторяемость. Осуществление стандартизации должно приводить к социальному или экономическому эффекту, а достичь этого можно за счет экономии ресурсов, повышения надежности и информационной и технической совместимости.