В настоящее время существует несколько важных причин для того, чтобы руководство организации или промышленного предприятия приняло решение о разработке и внедрении системы менеджмента качеством (СМК), соответствующей международным стандартам. Не секрет, что наличие стандартов предприятия в области качества является на сегодня важной составляющей развития и укрепления действующего бизнеса.
В последнее время все большее количество российских предприятий, которые занимаются внедрением у себя систем менеджмента качества, а также у которых это внедрение успешно закончилось, хотят выйти со своей производимой продукцией на мировой рынок. Стоит отметить, что практически все такие предприятия имеют сертификат соответствия международным стандартам ISO серии 9000. Именно зарубежные клиенты и дают первый толчок для того, чтобы руководство российских предприятий приняло скорейшие меры по внедрению СМК. По той причине, что внешние пользователи не знают, каким образом организованы процессы внутри организации и насколько гарантировано качество продукции от партии к партии, контрагенты хотят свести к минимуму возможные риски и подстраховаться. В некотором роде в качестве такой страховки может выступать СМК, построенная на основе международных стандартов, которая подтверждает готовность предприятия в полной мере обеспечить стабильное качество предлагаемой продукции на протяжении достаточно длительного периода.
Ситуация в мире такова, что на мировом рынке довольно много предприятий уже имеют подобные сертификаты. И в том случае, если российские компании хотят продвинуть свою продукцию или услуги, и самостоятельно выйти на мировой рынок, то тогда им придется столкнуться с довольно жесткой конкуренцией со стороны зарубежных предприятий, имеющих многолетний опыт эксплуатации систем менеджмента качества и соответствующие сертификаты. Часто цель внедрения на предприятии системы менеджмента качества (СМК) сводится к получению сертификата соответствия стандарту ISO 9001. Будет ли такая система полностью работоспособной, зависит уже от руководителя, который принял решение о разработке и внедрении на предприятии СМК.
Очень часто сегодня может сложиться такая ситуация, что предприятие еще довольно молодое, в котором еще не полностью установилась организационная структура управления, обязанности должностных лиц не упорядочились, а не вполне отработанные производственные процессы приводят к частым сбоям, влияющим на качество производимой продукции. В этом случае руководство предприятия должно быть само крайне заинтересовано в построении эффективной системы управления качеством. В данной ситуации принятие решения о разработке, внедрении и сертификации СМК преследует вполне определенную цель – получение полностью работоспособной системы независимо от того, имеется сертификат соответствия или нет.
Для того чтобы осуществить на предприятии внедрение системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами, руководство должно принять решение и ответить на несколько вопросов:
- Цель разработки СМК.
- Какую модель СМК лучше всего использовать на данном предприятии.
- Сколько ресурсов предприятие в состоянии выделить на разработку системы и подготовку персонала.
- Как будет происходить обеспечение разработке СМК.
- Сколько времени можно выделить для разработки системы.
- Где (в какой системе аккредитации) получить сертификат соответствия стандарту.
Выделяют несколько принципов, на которых должна базироваться система качества любого предприятия:
- Желание клиента — главное. Основополагающей является ориентация на запросы клиента. Компания должна не просто следить за сиюминутным спросом, а предугадывать желания потребителей. Дальновидность руководства позволит вовремя изменить какие-то параметры продукта, что может вывести компанию в лидеры сегмента рынка.
- Руководитель — главная движущая сила изменений. Глава компании должен мотивировать сотрудников на достижение максимально положительного результата.
- Подход к менеджменту должен быть системным. Это значит, что руководитель должен оценивать, как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на функционирование компании.
- Стремление к постоянному улучшению. Именно это должно стать основным мотивом деятельности фирмы, которая внедряет у себя СМК. Конечно, исследования и постоянный аудит требуют материальных затрат, но новая технология, которая в результате будет применяться в производстве, наоборот, может снизить издержки и дать компании новый толчок к развитию.
- Сотрудники должны быть вовлечены в процесс управления качеством. Персонал должен быть заинтересован в работе. Мотивация сотрудников является одним из важнейших элементов системы менеджмента качества.
- Отношения с партнерами и поставщиками должны быть взаимовыгодными. Важно развивать отношения с поставщиками на основе принципа "выиграл - выиграл".