Цикл PDCA был разработан Уильямом Эдвардсом Демингом в 50-х годах прошлого века. Эдвард Деминг – известный американский учёный, статистик и консультант по менеджменту. Сам Деминг называл свою модель «Циклом Шухарта», так как она была основана на идеях его наставника Уолтера Шухарта.
Цикл Деминга или цикл PDCA («Plan – Do – Check – Act», «Планируй –Выполняй – Проверяй – Улучшай») – это модель непрерывного улучшения качества. Это постоянный круг регулирования усовершенствования продукта и производственных процессов, оптимизации отдельных единиц и объектов.
Цикл PDCA включает в себя 4 этапа: «планирование», «выполнение», «проверка» и «улучшение».
-
Планируй: разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, идентификация и управление рисками и возможностями.
-
Выполняй (делай): внедрение того, что было запланировано.
-
Проверяй: мониторинг и (там, где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах.
-
Улучшай (действуй): принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.
Цикл PDCA предоставляет сотрудникам и участникам рабочей группы стандартизированный подход и руководящие принципы для решения проблем и постоянного улучшения своей работы. Визуально цикл Деминга принято изображать в виде круга, что отражает циклический характер процесса. Создатели стандартов серии ISO (Международная организация по стандартизации, International Organization for Standardization) при разработке стандартов серии ISO расположили требования стандарта в тексте норматива в том же порядке, что и шаги цикла PDCA. Таким образом, читая и внедряя стандарты серии ISO, предприятия воспроизведут цикл PDCA у себя.
Как проверить, что цикл Деминга реализован на уровне конкретных процессов компании?
Это сделать достаточно просто. Например, деятельность по обучению персонала. Как понять, что цикл Деминга используется в данной деятельности в конкретной компании? В первую очередь, это будет понятно уже на этапе изучения процедур (документированных или нет – не важно) и инструкций, регламентирующих данную деятельность. Есть ли в документах четкий порядок о следующем:
-
Как деятельность по обучению планируется? Кто отвечает за сбор информации и подготовку планов обучения? На основании каких критериев формируется план? Как принимается решение о необходимости включения конкретных тем в план обучения? Если Вы обнаружили ответы на эти или подобные вопросы, значит, первый этап цикла Деминга присутствует в упомянутом процессе.
-
Как реализуется план обучения? Кто отвечает за информирование участников? Как осуществляется сбор групп, подготовка инфраструктуры? Как ведется контроль за прохождением обучения при выполнении плана обучения? Если Вы обнаружили ответы на эти или подобные вопросы, значит, второй этап цикла Деминга присутствует в упомянутом процессе.
-
Как собирается обратная связь по проведенному обучению? Как анализируются результаты обучения? Как оценивается эффективность проведенного обучения? Если Вы обнаружили ответы на эти или подобные вопросы, значит, третий этап цикла Деминга присутствует в упомянутом процессе.
-
Как результаты обучения по предыдущим планам используются для формирования новых планов обучения? Проведена ли оценка рисков, связанных с планами обучения, достижением целей по обучению, основанных на предыдущем опыте, другой объективной информации, и намечены ли конкретные действия по снижению возможных рисков до приемлемого уровня? Если Вы обнаружили ответы на эти или подобные вопросы, значит, четвертый этап цикла Деминга присутствует в упомянутом процессе.
Похожий перечень вопросов можно сформировать для любого процесса и тем самым проверить используется ли цикл Деминга, как простой и эффективный инструмент улучшения деятельности компании.