Основной целью процесса управления персоналом является формирование, развитие и реализация с наибольшей эффективностью кадрового потенциала предприятия. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он наиболее оптимальным путем использовал свой собственный трудовой и творческий потенциал и благодаря этому способствовал достижению предприятием своих целей.
Развитие персонала – это комплекс мероприятий, которые направлены на повышение профессиональной и управленческой компетентности персонала для более эффективного достижения целей и задач организации. Система обучения и развития персонала обеспечивает функционирование нескольких ключевых процедур: профессиональное обучение или повышение квалификации, оценка и аттестация персонала, мотивация персонала.
Профессиональное обучение или повышение квалификации. Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Оценка и аттестация персонала. Оценка и аттестация персонала заключается в определении уровня соответствия работника занимаемой должности или должности, на которую он претендует. Порядок проведения аттестации работников разных категорий персонала определяется соответствующим документом. К оценке персонала могут быть привлечены специализированные Центры оценки.
Мотивация персонала. Мотивация персонала – один из способов повышения производительности труда. Процесс мотивации начинается с физиологической или психологической нехватки, или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения, в чем и заключена основа мотивации.
Можно выделить следующие виды мотивации:
-
материальная мотивация (установление стимулирующих выплат и премирование, оказание материальной помощи, оплата дополнительного отпуска, обеспечение повышения квалификации и т.д.);
-
нематериальная мотивация (организация культурно-массовых мероприятий, предоставление путевок в санаторий-профилакторий и т.д.);
-
психологическая мотивация (награждение грамотами, объявление благодарности и т.д.).