В большинстве случаев существенного повышения клиентоориентированности и, соответственно, конкурентоспособности можно добиться, внедрив в промышленной организации или компании систему менеджмента качества (СМК). Внедрение этой системы на предприятии даст возможность привести в порядок и документально оформить имеющиеся процессы, а также добиться их соответствия требованиям стандарта на системы качества ISO 9001 (в России есть аналог ГОСТ Р ИСО 9001).
Создание на предприятии системы менеджмента качества необходимо выполнять в несколько этапов. В некоторых случаях этот процесс может занять довольно продолжительное время, вплоть до нескольких лет. Прежде всего следует заняться разработкой и составлением документации системы менеджмента качества.
Чтобы в максимально быстрые сроки разработать систему менеджмента качества, необходимо:
- создать рабочую группу (группу внедрения);
- идентифицировать перечень основных, вспомогательных и т.п. бизнес-процессов;
- определить перечень документов, необходимых для результативной работы компании.
Обычно в основной перечень документов включают – политику по качеству, руководства по качеству, стандарты предприятия, описания процессов, процедуры, определяющие требования к общесистемным элементам системы менеджмента качества, технические стандарты, которые определяют производственную деятельность компании и др. К тому же на первоначальном этапе следует создать на предприятии службу качества, которая будет возглавляться представителем по качеству от руководства компании, и который назначается решением собрания акционеров компании или генеральным директором. Основными задачами, поставленными руководством компании перед службой качества, чаще являются методическое сопровождение системы менеджмента качества, контроль и поддержание в актуальном состоянии всей необходимой документации системы менеджмента качества, участие в совершенствовании процессов предоставления потребителям продукции и услуг. При этом ответственность за качество продукции и услуг и результативность процессов лежит на самих владельцах процессов.
Также на предприятии необходимо проводить подготовку и обучение специалистов в области менеджмента качества. Специально для такого обучения разработано большое количество практических тренингов, таких как «Разработка систем менеджмента качества предприятия в соответствии со стандартами ИСО серии 9000», «Подготовка специалистов по проведению внутренних проверок систем менеджмента качества» и множество других. Такого рода специалисты должны быть членами постоянно действующей на предприятии группы внутренних аудиторов для проведения внутренних проверок состояния систем менеджмента качества.