Вопросам повышения качества посвящено очень много исследований ученых как в России, так и в зарубежных странах, что позволяет говорить о накоплении довольно большого опыта в области управления качеством. Тем не менее, научный интерес, возникающий к проблемам управления, требует основательного изучения этого вопроса.
Совсем неслучайно международные стандарты процедуру отбора поставщиков преподносят как основной элемент системы менеджмента качества. Известно, что себестоимость товара является основным фактором, влияющим на его конкурентоспособность, и именно на этот фактор и оказывают непосредственное влияние расходы по повышению качества. Таким образом, проведение систематического анализа для их оптимизации – это неотъемлемая часть управления в зарубежных компаниях, поэтому данный элемент включен и в требования мировых стандартов. При этом очень важной составляющей для поддержания в коллективе такого настроя, когда основное внимание в деятельности организации уделяется качественной продукции, является политика высшего руководства.
Как показывает зарубежный опыт управления качеством, очень важное значение в данной стратегии имеет четкое определение ответственных лиц и разграничение обязанностей, а также контроль за воплощением в жизнь программы повышения качества. Но, наверное, наиболее важный момент – это отношение высшего руководства компании к накоплению опыта в управлении качеством.
В некоторых зарубежных компаниях программы, направленные на улучшение СМК, приобретают целевой характер, например, в одной крупной немецкой корпорации группа менеджеров, ответственных за качество, разработала 28 таких программ. Туда был включен опыт по проведению статистических способов контроля, разработка корпоративных стандартов, обучение сотрудников, образование кружков качества и многое другое. Выбор какой-либо определенной программы и включение ее в существующую систему управления качеством определялись от расходов на ее реализацию и эффективность от внедрения.
Их приоритетность определялась, исходя из накопленного опыта работы и оценок экспертов. Поэтому оценка осуществлялась по пяти критериям в баллах — от 1 до 5:
- Опыт работы компании в данной области.
- Насколько велика необходимость проведения улучшений в определенной области.
- Какое именно воздействие ожидается от внедрения целевой программы на дальнейшее развитие.
- Максимальная удовлетворенность конечного потребителя.
- Экономическая эффективность и целесообразность проведения мероприятий.
При этом проводится выявление сильных и слабых сторон конкретной программы системы менеджмента, проводится анализ ее соответствия существующей системе управления качеством, и если несколько из них полностью совместимы между собой, то это является достаточным основанием для их дальнейшего использования. Данный опыт можно рассматривать как хороший способ постоянного усовершенствования качества и улучшения действующей системы управления.
Продолжая анализировать зарубежный опыт управления качеством, можно отметить, что деятельность по разработке и внедрению систем управления должна проводиться поэтапно, на каждом отдельном этапе реализовывается определенная программа, разработанная группой менеджеров, ответственных за качество. Финалом каждого этапа является внедрение конкретных мер, способствующих повышению качества, что может выражаться, например, в снижении затрат на это. Причем первый этап состоит в детальном изучении случаев нарушения действующих нормативов, а на втором этапе можно заняться калькуляцией возможных расходов на повышение качества.