Что может привлечь покупателя в продуктах, лежащих на витрине магазина?
Естественно, их внешний вид и качественные характеристики. Репутация компании производителя, естественно, тоже играет не последнюю роль. А если речь идет о продуктах питания, то роль эта многократно возрастает. Рекламные акции могут лишь привлечь внимание покупателей, но отнюдь не выступают гарантом качественности и безопасности рекламируемого продукта. Кроме того, большинство сегодняшних покупателей не склонны доверять красивым словам и рекламным картинкам. Им нужны факты.
Как же решить такую проблему?
Внедрение систем менеджмента на принципах ХАССП на предприятии пищевой промышленности эту проблему решает. Данная система оптимальна для использования ее в пищевой промышленности. Принцип заключается в анализе возможных рисков и эффективном управлении контрольными точками.
Данная система была изобретена и апробирована еще в 60-х годах при изготовлении пищевых продуктов с повышенным сроком годности для орбитальных станций. Позднее, в 1973, она была одобрена и рекомендована к применению Комитетом по медикаментам и пищевым продуктам США. Эффективность и необходимость применения ХАССП на практике Всемирная Организация Здравоохранения официально признала в 1993 году.
Указания, касающиеся применения системы качества ХАССП на предприятии пищевой промышленности, а также принципы данной системы устанавливает документ под названием «Рекомендуемый международный кодекс практической деятельности. Общие принципы пищевой гигиены», созданный Комиссией по пищевым продуктам и медикаментам США.
Основополагающий принцип функционирования системы заключен в глубоком анализе, выявлении всех возможных факторов риска на производстве. Сюда входят и физические, и химически, и микробиологические факторы, возникающие при изготовлении пищевых продуктов. Так же принципом работы ХАССП является заблаговременное устранение данных факторов риска. Это достигается путем установления таких этапов процесса производства (критических контрольных точек ), которые позволяют полностью уничтожить или свести к допустимому минимуму существующую опасность. Так же системой предусматривается комплекс мер, которые должны применяться при выходе из-под контроля критической точки.
Внедрение и сертификация соответствия ХАССП на предприятиях, специализирующихся на выпуске пищевой продукции, является обязательной в ЕС, Канаде и США. Те государства, которые недавно вступили в ВТО, или только готовятся к этому, узаконивают обязательное применение ХАССП на предприятиях пищевой промышленности. Из ближайших соседей можно назвать Молдову, Казахстан, Украину и Белоруссию.
Первый опыт по внедрению ХАССП на предприятии Россия получила еще в 2001 году. Был разработан и прошел регистрацию стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 «Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования». Данная система сертификации имела добровольный характер. Позднее в силу вступил стандарт ISO 22000. Этот стандарт позволил унифицировать требования к системе HACCP.
На текущий момент в России внедрение систем ХАССП на предприятии а сертификация носит добровольный характер. Основным довлеющим фактором, заставляющим руководителям сертифицировать данную систему, является требования, выдвигаемые крупными торговыми компаниями, желающими видеть своими поставщиками исключительно предприятия, применяющие ХАССП на практике.
На текущий момент далеко не все руководители предприятий пищевой промышленности склонны даже к внедрению систем ХАССП у себя. Однако, стоит отменить, что данные мероприятия приводят к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижения уровня затрат на утилизацию или же переработку брака производства, что приводит к более высокой рентабельности предприятия. Так же не стоит забывать, что направление реформирования технического регулирование в нашей стране ведет нас к соответствию европейским стандартам, и, как следствие, в ближайшем будущем функционирование предприятий пищевой промышленности, не прошедших внедрение, и, возможно, сертификацию по стандартам на основе ХАССП, станет невозможным.