Основными мотивами к внедрению НАССР для российских компаний часто становятся:
- требование ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», согласно которому изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах HACCP (сроки исполнения данного регламента озвучены в п. 3.3 Решения № 880 ЕЭК от 09.12.2011 г.);
- регламентирующие требования (в том числе, международные правила торговли, действующие в ВТО);
- требования со стороны клиентов, партнеров (чаще всего, зарубежных);
- стремление к совершенствованию собственного предприятия.
7 принципов НАССР
В основе современной методики HACCP лежит семь принципов, последовательная реализация которых позволяет разработать, внедрить и успешно управлять НАССР на предприятии.- Анализ рисков. Идентифицируются риски, которые сопряжены с производством продуктов питания, и меры их контроля.
- Определение Критических Контрольных Точек (ККТ), т.е. точек в производственной цепочке изготовления пищевых продуктов (включая поставку сырья, подбор ингредиентов, переработку, хранение, транспортировку, складирование и реализацию), в которых необходимо контролировать или устранять потенциальные существенные риски, влияющие на здоровье потребителей.
- Введение критических пределов для каждой ККТ.
- Введение процедур мониторинга, позволяющих обеспечить контроль в каждой ККТ.
- Установление корректирующих действий, которые необходимо предпринять в случае выхода за критические пределы.
- Разработка и внедрение процедур проверки (верификации), которые должны регулярно проводиться для обеспечения эффективности функционирования системы.
- Разработка и внедрение процедур регистрации данных и документирования.
- Создание команды (группы) HACCP.
- Описание продукта.
- Идентификация предполагаемого использования.
- Создание диаграммы процесса.
- Проверка диаграммы процесса на производстве.
Этапы внедрения НАССР
- Анализ предприятия, планирование проекта (определение объемов работ и сроков внедрения системы).
- Обучение (тренинг для высшего руководства и группы внедрения).
- Проектирование системы менеджмента (методическая помощь в разработке документации).
- Внедрение системы менеджмента (обучение внутренних аудиторов, аудиты внедрения).
- Заключительный аудит системы менеджмента.
Преимущества применения НАССР
Для предприятий пищевой отрасли HACCP (ХАССП) – наиболее эффективная методика, которая позволяет сконцентрировать ресурсы и усилия компании в критических с точки зрения безопасности продукта областях производства. При этом, соответственно, резко снижает риск выпуска и продажи опасного продукта. Концепция HACCP основана на систематическом подходе к идентификации и оценке опасностей и определении методов и средств их контроля. Как инструмент управления, она обеспечивает структурированный подход к опознаваемым опасностям, которые непосредственно затрагивают микробиологическую, химическую, физическую безопасность пищевых продуктов.Система сосредотачивается на скорейшем предотвращении опасностей на каждом шагу поточной линии (процесса производства), нежели на обнаружении опасных пищевых продуктов в конце производства. Это обеспечивает эффективный подход «правильно с самого начала» при производстве пищевых продуктов. Таким образом, сокращается конечный контроль изделия, включая микробиологические испытания. Это не только «эффективная стоимость», но также и мощная система, которая увеличивает гарантии безопасности пищевых продуктов при увеличении конкурентоспособности на данном временном этапе.
НАССР на предприятии – это надежное свидетельство того, что изготовитель обеспечивает все условия, гарантирующие стабильный выпуск безопасной продукции.
Внутренние и внешние выгоды внедрения HACCP (ХАССП)
Внутренние выгоды внедрения ХАССП:- использование превентивных мер, а не запоздалых действий по исправлению брака и отзыву продукции;
- основа HACCP — системный подход, охватывающий параметры безопасности пищевых продуктов на всех этапах жизненно цикла — от получения сырья до использования продукта конечным потребителем;
- однозначное определение ответственности за обеспечение безопасности пищевых продуктов;
- значительная экономия за счет снижения доли брака в общем объеме производства;
- дополнительные возможности для интеграции с другими системами менеджмента;
- безошибочное выявление критических процессов и концентрация на них основных ресурсов и усилий предприятия;
- документально подтвержденная уверенность относительно безопасности производимых продуктов, что особо важно при анализе претензий и в судебных разбирательствах.
- создание репутации производителя качественного и безопасного продукта питания;
- повышение доверия потребителей к производимой продукции;
- повышение инвестиционной привлекательности;
- возможности выхода на новые, в том числе международные, рынки, расширение уже существующих рынков сбыта;
- дополнительные преимущества при участии в важных тендерах;
- снижение числа рекламаций за счет обеспечения стабильного качества продукции;
- повышение конкурентоспособности продукции предприятия.