Интегрированная система менеджмента – это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более стандартов. Она должна полностью отвечать требованиям национальных и международных стандартов и основывается на процессном подходе к управлению, с помощью которого можно объединить все аспекты деятельности, работать над повышением качества, свести к минимуму возможные риски и снизить нерациональное потребление ресурсов.
Идея разработки международных стандартов, которые стали бы универсальными для большинства интегрированных систем предприятий, работающих в пищевой промышленности, рассматривалась и ранее, еще в конце двадцатого века, но к ее реализации так и не приступили. Общая система менеджмента охватывает все сферы деятельности организации и включает в себя несколько подсистем управления, направленных на выполнение производственных планов, управление ресурсами и поставками сырья и продукции, техническое усовершенствование производства, развитие трудового коллектива и сохранение окружающей среды. В последнее время большинство отдельных элементов общей системы менеджмента пищевой промышленности определяются действующими стандартами.
Интегрированные системы менеджмента в пищевой промышленности можно считать универсальными и комплексными, тем не менее, у них несколько ограниченный характер, поскольку в сферу их распространения включены инновационный, финансовый и управленческий менеджмент, а также менеджмент ценных бумаг. Но интегрированные системы отличаются и существенным экономическим преимуществом, для их обеспечения организационных затрат требуется намного меньше, они предоставляют возможность согласовать совместные действия. Нужно сказать, что эти стандарты схожи и по структуре, поэтому внедрять интегрированные системы намного легче.
Основу международных стандартов, которым должны соответствовать интегрированные системы менеджмента в пищевой промышленности, составляют принципы, имеющие общую идеологию улучшения всех сфер деятельности организации. Главное преимущество интегрированных систем – систематизация требований к работе предприятия в конкретных сферах менеджмента. Благодаря этому можно минимизировать функциональную разобщенность всех отдельных подразделений, исключить дублирование принятия управляющих решений, сократить количество внутренних и внешних связей.
В разработке, внедрении и реализации процессов интегрированной системы менеджмента должны принимать участие все структурные подразделения, в которых происходят процессы управления качеством, которые разрабатывают и осуществляют организацию работ, мотивацию и обучение персонала, анализ и улучшение производственной деятельности. На данный момент есть два варианта внедрения интегрированных систем – одновременное и последовательное.
При последовательном внедрении интегрированной системы постепенно к ней присоединяются и другие. Например, если СМК создана на базе стандартов ISO 9000, то к ней последовательно добавляются экологический менеджмент, система охраны и безопасности труда, а также социальный менеджмент. Второй вариант – одновременное внедрение – предусматривает одновременную разработку всех СМК. В итоге получаются интегрированные системы менеджмента в пищевой промышленности, когда все разрозненные системы соединяются воедино.
Несмотря на очевидные экономические и организационные преимущества и достоинства последовательного внедрения данная модель встречается не слишком часто, так как предполагает выполнение большого объема работ, отличающихся высокой сложностью.