Международный стандарт ISO 22000 был принят и утвержден Международной организацией по стандартизации (ISO) в 2005. Стандарт описывает требования к системе менеджмента безопасности пищевых продуктов, который включает использование методики «анализа опасностей и критических контрольных точек (принципы ХАССП) и установленных предпосылок для безопасного производства пищевых продуктов».
Данные требования разрабатывались ведущими экспертами в области пищевой промышленности совместно с представителями международных организаций и с международной комиссией «Кодекс Алиментариус».Принятие данных стандартов способствует существенному упрощению внедрения системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, так как они предусматривают выработку единых требований в области пищевой гигиены для всех видов продовольственной продукции и для всех стран.
Продовольственная продукция поступает к конечным потребителям через многочисленных поставщиков, которыми могут быть самые разные организации, а также пересекает не одну границу. И если в этой цепочке найдется хотя бы одно ненадежное звено, это может привести в негодность всю продукцию, употребление которой может отрицательно сказаться на здоровье человека. Не стоит и говорить о том, что такая ситуация может привести к катастрофическим последствиям не только для конечных потребителей, но и к существенному ущербу для поставщиков. Международный стандарт ISO 22000 призван устранять даже малейшие источники опасности, которые могут возникнуть в каком- либо звене цепи поставщиков, а также осуществлять строжайший повсеместный контроль. Безопасность продовольственной продукции является основной задачей всех действующих лиц в цепи поставок, и чтобы ее обеспечить, необходимо участие всех поставщиков.
Поскольку в последние десятилетия эксперты стали отмечать рост инфекционных заболеваний не только в развивающихся, но и в развитых странах мира, которые были связаны с употреблением некачественных пищевых продуктов, то решили разработать соответствующий стандарт. Ведь кроме того, что заболевания, возникающие вследствие употребления недоброкачественной пищи, приносят ущерб здоровью конечных потребителей, существенно увеличиваются расходы на медицинское обслуживание, на покрытие затрат по причине отсутствия сотрудников на своих рабочих местах и на выплаты страховок и компенсаций.
И для того чтобы бороться с такими негативными последствиями, в некоторых странах были разработаны национальные стандарты, которые регулировали поставки пищевых продуктов, а некоторые организации, занимающиеся их поставками, создали и внедрили свои собственные стандарты. И сложилась такая ситуация, что существовало более двадцати различных схем поставок, что очень часто приводило к путанице.
Международный стандарт ISO 22000 был призваны объединить в себе все разрозненные требования относительно безопасности поставок. К тому же практически все системы менеджмента качества, соответствующие международному стандарту ISO 22000, могут пройти процедуру сертификации. Это означает, что постепенно начинают все более возрастать требования в области поставок продовольствия к его поставщикам. Но следует отметить, что данный стандарт и система HACCP могут использоваться и без процедуры сертификации.
Таким образом, разработка стандартов ISO 22000 объединяет в единое целое принципы системы HACCP и те основные требования, которые были разработаны различными синдикатами мировых поставщиков.