Обеспечение качества - широкая концепция, включающая все элементы, влияющие порознь или совместно, на качество пищевого продута. Это совокупность организационных механизмов, имеющих перед собой цель обеспечить такое положение, при котором продукты по качеству отвечали бы предназначенному применению.
Контроль качества - часть обеспечения качества, включающая методы отбора проб, спецификации, методы испытаний, организацию процесса принятия решений относительно приемки или забраковки.
Как же обеспечивается качество и безопасность того, что мы ежедневно потребляем в пищу?
Большое внимание проблеме безопасности продуктов питания уделяют страны Европейского Союза. В 1996 г. в Европейском Союзе принята Директива Совета ЕС "О гигиене пищевых продуктов" № 93/43, в которой описывается важность принятия возможных мер для обеспечения безопасности продукции. Соблюдение этих мер является обязательным, но средства их достижения могут быть различными. В частности, в Директиве 93/43 ЕЭС для обеспечения безопасности продуктов питания выпускаемых на пищевых предприятиях предусмотрено внедрение системы НАССР. Касаемо территории Российской Федерации существует Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ, который регулирует отношения в области организации питания, обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека и будущих поколений. В соответствии с решением № 880 от 9 декабря 2011 года Комиссии Таможенного Союза Евразийского Экономического Сообщества с 1 июля 2013 года в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации вступает в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), согласно которому внедрение принципов ХАССП для организаций, участвующих в цепи создания пищевой продукции, становится обязательным.
Также устанавливаются требования к качеству пищевых продуктов, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю, процедурам оценки, методам их испытаний, а также к техническим документам на основе государственных и международных стандартов, помогающие обеспечить качественный выпуск продукции на всех этапах ее производства.
Обеспечение качества является очень емким понятием, вмещающим в себя множество вопросов, каждый из которых влияет на качество продукта на отдельных этапах производства и в целом, на конечный продукт. Например, разработка системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов, является комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих качество, которое, в конечном итоге, влияет и на безопасность пищевой продукции.
Именно поэтому в пищевой промышленности всех стран все большее значение в бизнесе и на рынке приобретает разработка и использование подобных систем менеджмента.
В современном мире качество и безопасность пищевых продуктов должны стать девизом для производителей. Внедрение системы менеджмента качества и пищевой безопасности даст следующие неоспоримые преимущества:
- принципиально иной подход к решению проблемы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов – не ретроспективный, а превентивный – значительно снижающий потери от обнаружения брака и отзыва продукции;
- конкретное распределение ответственности за обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов;
- уверенность в качестве и безопасности пищевых продуктов подтверждается документально, что в случае судебных разбирательств становится особенно важным;
- системный подход, который учитывает все показатели качества и безопасности пищевых продуктов - от исходного сырья до конечных продуктов;
- рациональное использование ресурсов для управления качеством и безопасностью;
- существенное снижение финансовых издержек, неизбежных при выпуске некачественной продукции;
- рост доверия потребителей к производимой пищевой продукции;
- обеспечение оптимального режима работы систем контроля и верификации;
- расширение рынка сбыта, появление новых возможностей выхода на новые рынки;
- рост конкурентоспособности произведенных товаров;
- дополнительное преимущество при участиях в тендерах;
- доверие зарубежных инвесторов;
- репутация производителя качественных и безопасных продуктов питания.
- разработкой продукции в соответствии со всеми требованиями и стандартами, обеспечивающими качество и безопасность пищевых продуктов;
- наличием документации, соответствующей правилам стандарта, на каждую операцию по производству и контролю;
- строго регламентированные полномочия и ответственность исполнителей;
- упаковка и исходное сырье производятся, поставляются и используются только согласно установленным требованиям;
- контроль промежуточной продукции, получаемой в ходе технологического процесса и валидация (то есть проверка того, что требования, выставленные для достижения конкретной цели, выполнены полностью);
- проведение контроля и проверки готовой продукции в соответствии с действующим законодательством и существующими стандартами;
- создание процедур по самоконтролю и аудиту качества, которые регулярно оценивают эффективность и пригодность действующей системы обеспечения качества.
Управление качеством и безопасностью пищевой продукции необходимо не только для того, чтобы повысить прибыли от производства, снизить риски выпуска некачественной продукции. Опыт других стран показывает, что статистика пищевых отравлений населения снижается значительно.
Стоит отметить, что гарантированное качество и безопасность продукции является безупречным имиджем для любой компании.