Понятие о сертификации пищевой продукции предусматривает процедуру подтверждения независимой третьей стороной, то есть некой аккредитованной организацией, которая не зависит от заинтересованной стороны (потребителей и продавцов, исполнителей и производителей) соответствия представленного продукта или системы требованиям соответствующих стандартов или иным нормативным документам.
Нужно отметить, что в последнее время в связи с тотальным переходом на рыночные отношения большинство организаций и предприятий пищевой промышленности получили возможность выхода на международные рынки. Но при этом очень многие из них столкнулись с довольно большой проблемой — предоставлением доказательств надежности и высокого качества своей продукции. И, как показывает мировая практика, существует определенное понятие для подтверждения соответствия пищевой продукции общепринятым нормам — это сертификация с рассмотрением требований определенных стандартов, например ИСО 22000. Кстати, в переводе с латинского языка, понятие «сертификация» означает — «сделано верно».
В общепринятой и наиболее распространенной международной терминологии понятие сертификации пищевой продукции определено, как установление соответствия. Национальные законодательные правила различных стран уже более конкретно определяют, чему устанавливается соответствие, и кто именно его устанавливает. Таким образом, понятие сертификации — это подтверждение посредством документов соответствия пищевой продукции и системы качества конкретным требованиям, техническим условиям и международным или национальным стандартам.
В понятие о сертификации пищевой продукции входит целый комплекс различных мероприятий, которые проводятся с единственной целью — подтвердить высокое качество продукции и ее соответствие определенным стандартам посредством общепринятых сертификатов или с помощью других документов.
Стоит отметить, что большое количество зарубежных производителей пищевой продукции тратят много времени и огромные материальные средства, чтобы доказать потребителям высокое качество своих изделий и соответствие их системе пищевой безопасности. По некоторым источникам, величина затрат на данные мероприятия в некоторых случаях достигает до 2-х% общих затрат компаний-производителей. Иногда бывает такое, что расходы на сертификацию являются равнозначными средствам, потраченным на достижение качества. И это вовсе неслучайно, поскольку сертификация пищевой продукции — это такое понятие, которое является эффективным средством для укрепления торгово-экономических отношений как внутри государства, так и за его пределами (на международном рынке), для быстрого продвижения продукции на внешних рынках и для закрепления на них на долгое время. И именно такие предпосылки и способствовали широкому распространению такого понятия, как сертификация.
Понятие о сертификации пищевой продукции появилось для того, чтобы защитить рынки сбыта от некачественной продукции, использование которой наносит вред здоровью потребителей и окружающей обстановке. Вопросы защиты здоровья, безопасности окружающей среды и потребителей требуют от законодательной власти, в первую очередь, регулировать ответственность поставщиков (изготовителей, реализаторов и т.д.) за предоставление в общее пользование заведомо некачественной продукции, а во вторую очередь, устанавливать обязательные минимальные требования, которые обязательны для выполнения во время производства пищевой продукции, выпускаемой на рынок.
Законы, регламентирующие минимальные требования к качественным характеристикам, могут быть отнесены как к конкретному виду продукции, так и к ее отдельным параметрам и характеристикам. Кроме того, многие предприятия обязаны разрабатывать системы управления пищевой безопасностью.
Следовательно, на ту пищевую продукцию, которая в целом или по отдельным параметрам не соответствует требованиям законодательных актов, вводится ограничение на производство и на запуск в обращение.
А подтверждением тому, что произведенная пищевая продукция в полной мере соответствует общепринятым национальным и международным стандартам и абсолютно безопасна, является сертификат соответствия, который выдается после прохождения процедуры проверки сторонней незаинтересованной стороной.