Стандарты качества в пищевой промышленности основываются на международных стандартах ISO серии 9000. Серия стандартов Международной организации по стандартизации ИСО 9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Следует сказать, что это такая отрасль промышленности, в которой высокое качество выпускаемой продукции является обязательным условием, более того, наиболее значимым. Интерес предприятий в сфере пищевой промышленности к данным стандартам возник с момента их появления, и на сегодняшний день, количество организаций, получивших сертификат соответствия составляет более двадцати тысяч. И причин этому довольно много — это требования конечных потребителей и государственных структур, стремление руководства укрепить положение компании на рынке, желание внедрить систему управления качеством на уровне мировых практик, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и т.д. Также нужно отметить, что когда речь идет о пищевой промышленности, то имеется в виду абсолютно все участники цепочки, начиная от поставщиков сырья и непосредственных производителей до реализаторов.
Перед тем как начинать разработку системы пищевой безопасности, необходимо, прежде всего, четко сформулировать задачи и цели. То есть высшее руководство организации должно выработать задачи и цели проекта, а также на каких стандартах качества в пищевой промышленности или нормативных документах будет базироваться система управления. На данный момент, для организаций пищевой промышленности предпочтительными являются следующие стандарты:
- ISO 9001:2015. Аналогом данного стандарта качества является российский ГОСТ Р И 9001-2015.
- ISO 14001:2015. Аналогом данного стандарта качества является российский ГОСТ Р И 14001-2016.
- OHSAS 18001:2007. Аналогом данного стандарта качества является российский ГОСТ Р 54934-2012.
- HACCP.
- ISO 22000:2018. Аналогом данного стандарта качества является российский ГОСТ Р ИСО 22000:2019.
Основная задача — это определить, какой из перечисленных стандартов качества будет базовым. Ведущие эксперты рекомендуют остановиться на стандарте ISO 9001:2015, поскольку он является более комплексным, а также его положения охватывают значительную часть системы управления качеством.
В стандарты ИСО 9001 и 9000 были включены восемь принципов управления качеством:
- Ориентированность организации на потребителя.
- Роль руководства в объединении целей управления и внутренней среды организации.
- Вовлечение работников для использования их способностей на благо организации.
- Подход к управлению как процессу.
- Системный подход к менеджменту.
- Постоянное улучшение как цель организации.
- Метод принятия решений, основанный на фактах.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Стандарты качества в пищевой промышленности определяет система управления пищевой безопасностью как общую стратегию управления и тактику предприятия. Причем основная цель — это максимально эффективное использование материальных и человеческих ресурсов для достижения поставленных задач. Более кратко, качество можно выразить следующими словами — это определенное сочетание характеристик изделия, которое обеспечивает его популярность среди потребителей.
При этом важно осознавать, что цели предприятия пищевой промышленности бывают различные, и, вместе очевидными проблемами качества, отражать и некоторые другие потребности. Следовательно, стандарты качества должны отображать и такие цели, как максимальная удовлетворенность потребителей продукции, обеспечение качественного развития организации, увеличение прибыли, укрепление положения на рынке, забота о сохранности экологической обстановки, безопасности и здоровья, а также отражать роль и положение компании в данном регионе.
Система менеджмента качества предприятия пищевой промышленности должна полностью удовлетворять требования отечественного законодательства, а для этого нужно руководствоваться доминирующими положениями в области максимальной безопасности пищевых продуктов, практики ведения бизнеса, заботы об окружающей среде, утилизации отходов производства, безопасности сотрудников.
Также нужно отметить, что стандарты качества в пищевой промышленности, базирующиеся на ISO 9001 являются универсальными, вследствие чего, можно исключить требования, не оказывающие непосредственного влияния на организацию процессов предприятия и его способность производить продукцию, которая полностью удовлетворяет поставленным целям в области качества. Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих в себя:
- определение потребностей и ожиданий потребителей, а также других заинтересованных сторон;
- разработку политики и целей организации в области качества;
- определение процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
- определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
- разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
- применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
- определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
- разработку и применение процесса постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Кратко это можно выразить таким образом — если предприятие разрабатывает новые виды продукции, в своей деятельности не использует собственность потребителей или какие-либо измерительные устройства, то оно может не выполнять требования некоторых пунктов стандартов, приведя обоснованные аргументы.
Для подтверждения качества выпускаемой продукции предприятию выдается сертификат, действительный в течение трех лет. Но каждый год его нужно подтверждать, то есть, предприятие ежегодно подвергается внешнему аудиту.
Прогрессивные предприятия и организации, в рамках реализации принципа постоянного улучшения и обеспечения конкурентоспособности, смотрят на пару лет вперед, разрабатывают и внедряют Интегрированные системы менеджмента (Integrated Management Systems - ИСМ), отвечающих требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующих как единое целое. Это связано с тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента, причем особую значимость представляет процессный подход.