Гарантия безопасности продукции
В России надзор стоит строгий, но на Западе все строже на порядок. Управление безопасностью пищевых продуктов регламентируется стандартом ISO 22000, созданным на основе НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point) и ISO 9001. Это сокращение знакомо многим и, прежде всего, руководителям пищевых предприятий.
Требования ISO 22000 доказали состоятельность на тысячах предприятий, они основываются на базе опыта ведущих компаний, и в течение значительного срока широко применяются, так сказать, проходят обкатку в рамках рынка.
Российский аналог – ГОСТ Р ИСО 22000 - 2018, название которого звучит следующим образом: «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции». С ГОСТом работать просто привычнее отечественным специалистам, но это не отменяет знание международных стандартов.
Несомненные преимущества
Требования ISO 22000 не только обязывают к чему-то, они ещё и дают некоторые преимущества:- Открытость международных секторов рынка, повышенное доверие со стороны покупателей и потребителей.
- Соответствие самым актуальным стандартам, что повышает престиж и конкурентоспособность. Это дает серьезное преимущество при распределении госзаказов.
- Возможность документального подтверждения уровня качества.
- Гибкая политика в области СМК (системы менеджмента качества) – оперативная игра на опережение и корректировку. Процент несоответствующей продукции падает, а количество неожиданных проблем уменьшается. Решаются старые вопросы, на которых не получалось сконцентрироваться раньше.
- Лояльность со стороны органов надзора.
Плюсы понятны, минусом же можно считать только глобальность процессов. Но один раз собраться и всё это сделать стоит!
Путь совершенствования
Если вы твердо настроились на соблюдение требований ISO 22000, приготовьтесь пройти путь, состоящий из следующих шагов:
- Нужно понять, от чего отталкиваться в дальнейшем. То есть, нужно провести анализ и оценку существующей на конкретном предприятии системы, отвечающей за качество. Часто она во многом оказывается условной, и все к этому настолько привыкают, что перестают замечать. К тому же, возможно противодействие со стороны профильной службы (ОТК, к примеру), которой не нужны перемены. Для объективности здесь желательна работа сторонних экспертов. Нужно изучить весь цикл, начиная от поставки сырья и заканчивая реакцией потребителей, и определить слабые места.
- Организация центральной команды из сотрудников организации. Эти люди первыми пройдут обучение по ISO 22000 и прикладной части, и на них будет возложена работа по организации работы, обучению других людей и подготовке нормативной документации.
- Разработка комплекта нормативной внутренней документации (стандарты предприятия, должностные и технические инструкции, положения о подразделениях и их взаимодействии, формы отчетности и прочее). Не обязательно все принципиально делать с нуля. Иногда достаточно доработать имеющиеся документы.
- Внедрение новых правил в производство. Необходимо требование точного соблюдения нормативов.
- Подготовка к сертификации. Если новая система не дает сбоев, удовлетворяет всем требованиям и показывает результаты, которые можно оценить, то пора подтверждать её наличие. Сертифицированием занимаются специальные структуры, а сам процесс оценки представляет собой аудит. К нему нужно быть идеально готовым – вопрос не только в прикладных решениях, но и в подтверждающем пакете документов.
Если все пройдет хорошо, то вы получите сертификат соответствия требованиям ISO 22000 и ценные рекомендации по дальнейшей работе. Стоит отметить, что сертификат будет действовать не вечно и его периодически придется подтверждать.