И именно поэтому во многих европейских странах системы менеджмента схожи между собой.
Всесторонне развитие науки в общем оказало существенное влияние и на систему менеджмента. Например, развитие и внедрение экономико-математических способов, кибернетики и компьютеризации управления обеспечили активное внедрение системного подхода в управление, не зацикливающегося на одной стороне существующей проблемы. Эволюция европейского менеджмента привела к тому, что был окончательно решен спор и преимуществах той или иной школы управления. К семидесятым годам прошлого столетия большую популярность приобретают идеи ситуационного подхода, которые подтверждают целесообразность различных систем менеджмента.
В восьмидесятые годы двадцатого века были выделены основные направления европейской системы менеджмента, ратующие за совершенствование и изменение технологии и техники производства, за приоритет правильной организации производственной деятельности всего коллектива сотрудников и отдельного индивида. Немного позже к этим направлениям прибавилась «организационная культура», в которой упор делался на поведенческие и системные особенности предприятия.
На данный момент в европейских странах размещены офисы очень многих старейших и крупнейших международных корпораций. И хотя во многом их методы управления схожи с американской (это справедливо в основном для не слишком крупных и не сложных в плане организации предприятий), все же европейская система менеджмента несколько отличается.
Во многих европейских организациях всеми вопросами внедрения системы менеджмента занимается специализированная служба. В данной службе число работников определяется исходя из общего количества работающих — приблизительно один человек на 140 сотрудников. В компетенцию данной службы могут также быть включены бухгалтерские вопросы относительно оплаты труда. Основной принцип, по которому назначаются руководители, заключается в наборе таких людей, которые были бы в состоянии проявлять полную ответственность и самостоятельность в рамках имеющегося опыта и знаний.
Работа в области системы менеджмента во многом определяется ситуацией — изменение задач и целей предприятия, характеристики персонала, государственное регулирование и т.д. Следовательно, деятельность в сфере управления персоналом считается довольно важной в любой организации, и по этой причине ею занимается кто-то из высшего руководства. И поэтому в европейской модели отсутствует глобальная политика в области системы менеджмента.
В европейскую систему менеджмента входят особенности оплаты деятельности. Затраты на обслуживающий персонал можно разделить на непосредственно заработную плату, предназначенные на выплату сотрудникам социальных пособий и на повышение квалификации. Причем в трудовом договоре имеется пункт, запрещающий разглашение сведений о размере получаемой заработной платы остальным сотрудниками организации. Также широко практикуется аттестация и оценка деятельности работников, которая осуществляется строго конфиденциально. При этом обязательно согласие самого работника с полученной оценкой, а иначе он вправе обратиться к вышестоящему руководству. Рядовые сотрудники компании могут участвовать в управлении, и выражается это в деятельности наблюдательных и производственных советов, но не стоит ассоциировать их с профсоюзами, поскольку в таких советах состоят только работники одной фирмы.
В современном американском сознании, проблема качества - это проблема выбора между философией предпринимательства, частью которой является философия качества и потребительской философией. Именно в противостоянии подходов творца и потребителя, рождаются новые концепции, усовершенствуются старые. Достижения глобальных компаний Японии стали дополнительным вызовом в развитии и совершенствовании американцами систем управления качеством. Занимаясь исследованиями проблем управления качеством, американцы создали продуктивную сеть разработки и внедрения высоких стандартов качества, состоящей из институтов качества, ассоциаций, консультационных фирм. Используя разные передовые подходы, теоретики качества, такие как, Деминг, Джуран, Кресби сходились в одном, что качество - это исходная точка в восходящей спирали удачи. Представьте такую последовательность: высокое качество, гордость работников фирмы за высокое качество продукта, удовлетворение покупателей, высокая доля рынка, большая выручка, низкие затраты, высокие прибыли, крупные реинвестиции, еще более высокое качество и т.д. по нарастающей. Продолжающаяся рецессия в американской экономике обострила недостатки в системах управления качеством.
По мнению теоретиков качества, несмотря на лозунги и призывы, качество пока еще не стало для американцев первоочередной задачей. Большинство руководителей компаний, управляющих экономических стратегов пока не думают о проблемах качества постоянно и ежедневно. Качество остается одной из важных проблем для американской экономики в период реорганизации, поскольку эта реорганизация еще не закончена.
В тоже время в последние пять лет все больше компаний строят свою деятельность с использованием шести базовых принципов управления качеством.
- Деятельность по повышению качества должна выступать составной частью стратегии компании.
- Сокращение издержек продуктивнее за счет постоянного улучшения процесса, чем просто уменьшение затрат.
- Для решения производственно-сбытовых проблем необходимо проводить постоянную, целенаправленную работу, а не ждать возникновения кризисной ситуации.
- Поставщики должны быть партнерами, а не противниками, которых можно обвинить во всех жизненных неудачах.
- Каждый работник должен постоянно повышать свою квалификацию.
- Необходимо помнить, что каждый работник обслуживает своего потребителя как внутри компании, так и вне ее.
Таким образом, в американской модели менеджмента системе управления качеством отводится главенствующая роль. Об этом свидетельствует и ряд разработанных и успешно внедренных теорий и концепций систем управления качеством, таких, например, как тотальное управление качеством, шесть сигма и др.
Европейская система менеджмента в свою очередь предполагает мотивацию сотрудников, их материальную заинтересованность и социальную защищенность. Но, как показывают исследования последних лет, именно высокая социальная защищенность во многих европейских странах и становится причиной того, что трудовая активность работоспособного населения снижается. Наблюдается так называемое социальное иждивенчество, что препятствует эффективному применению трудового потенциала и тормозит предпринимательство.