Давайте разберемся, что важнее всего при определении пути развития.
А важнее всего выстроить собственную внутреннюю СИСТЕМУ, которая позволит определить и далее корректировать стратегию (стратегия - это и есть "определение оптимального пути развития"). Необходимо, чтобы собственник и компания перестала «кормиться рыбой», которую наловил кто-то другой (и показывает в историях успешного успеха на разных супер-форумах, вебинарах и т.п.), т.е. не брать за основу своей стратегии чью-то однократную, пусть даже очень успешную работу, готовые результаты в виде неких продуктовых идей, маркетинговых кейсов, управленческих мыслей. Нужно получить свою собственную удочку, т.е. настроить внутренние механизмы, которые позволят самим и определить этот путь, и, что важнее, далее его правильно корректировать при изменениях, которые идут постоянно, пронизывают нашу жизнь.
На наш взгляд, грамотно поставленная система выработки стратегии даст гораздо больше гарантий, что компания не совершит ошибку, и, что самое ценное, позволит построить свой путь развития, отличный от других, уникальный, которым, возможно, еще никто не ходил, но это и будет ее отличать от всех конкурентов в глазах потребителей. Здесь и кроются возможности по использованию сегодняшнего реального потенциала своей компании, потому что готовые рецепты других потому и сработали (если вообще сработали в том виде, в котором они были поданы после «рихтовки» PR-службами и интернет-маркетологами), что учитывали потенциал и преимущества тех компаний, для которых создавались.
При этом ответственность за достижение запланированных результатов по выбранному пути должна быть определена очень точно и лежать на руководителях всех уровней, иначе ничего не получится и у сотрудников всегда будут «объективные» причины провала. Точно распределить ответственность без проработки бизнес-процессов практически невозможно. Вот почему нужен комплексный подход, который реализован в бизнес-методике GORA, включающий:
1) внедрение системы, позволяющей разрабатывать грамотную стратегию, и разработку самой стратегии с учетом потребностей и ожиданий потребителей и сравнительных преимуществ, которыми обладает или может обладать компания (это и есть определение оптимального пути развития компании на три года вперёд с учетом анализа сегодняшнего ее потенциала и тренда развития ниши);
Рисунок 1 – Основа для разработки стратегии
2) приведение в соответствие со стратегией бизнес-процессов – единственного внутреннего инструмента, с помощью которого компания может реализовать стратегию;
Рисунок 2 – Что такое процесс и процессная модель
3) разработка системы управления рисками и проведение анализа бизнес-рисков, чтобы понять, что может помешать реализовать стратегию,
Рисунок 3 – Схема анализа рисков
4) внедрение системы предупреждающего мониторинга стратегии на основе метрик и показателей, т.е. KPI, по которым возможный неуспех виден заранее, и можно своевременно внести корректировки.
Рисунок 4 – Схема разработки KPI
СЕМЬ ШАГОВ БИЗНЕС-МЕТОДИКИ GORA
Бизнес-методика GORA предполагает предварительную оценку устойчивости развития бизнеса (Шаг 0). Цель шага – провести анализ текущей устойчивости системы менеджмента в компании и получить представление о соответствии системы лучшим практикам и современным требованиям в управлении.
Шаг 1. Анализ потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон. Цель шага – измерить уровень удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон, определить реальное положение фирмы на рынке относительно их ожиданий.
Шаг 2. Конкретизация рыночной стратегии, контекста и стратегических целей. Цель шага – скорректировать бизнес-модель так, чтобы обеспечить рост на рынке и оторваться от конкурентов.
Шаг 3. Идентификация и описание требуемых бизнес-процессов. Цель шага – выстроить цепочку процессов для передачи ценности потребителям с учетом требований других заинтересованных сторон.
Шаг 4. Алгоритмизация ключевых элементов управления. Цель шага – обеспечить непрерывное развитие, гибкость и самонастраиваемость системы управления.
Шаг 5. Анализ рисков, влияющих на целевые показатели деятельности. Цель шага – обеспечить защиту от действительно существенных внешних и внутренних угроз.
Шаг 6. Разработка ключевых показателей деятельности. Цель шага – сформировать систему показателей, позволяющую на всех уровнях отслеживать реализацию стратегии и предупреждать неэффективность.
Шаг 7. Определение направлений дальнейшего улучшения. Цель шага – определить направления дальнейшего улучшения системы менеджмента.