Сегодня практически всем организациям (предприятиям, фирмам) приходится существовать и работать в условиях жесточайшей конкуренции, а это требует от руководителей и сотрудников оперативного и своевременного решения всех возникающих проблем. Поэтому на данный момент контроллинг в системе менеджмента – это довольно актуальная тема, поскольку он предоставляет инструменты, позволяющие систематизировать и обрабатывать огромные массивы информации, необходимой для принятия эффективных и рациональных управленческих решений.
На данной стадии экономического развития значительная часть крупнейших компаний с мировым именем уделяют внимание структурированности и целостности системы менеджмента и управления. Эффективность функционирования управления и достигается за счет инструментов (механизмов) контроллинга, с помощью которых можно анализировать и структурировать в кратчайшие сроки информацию на предприятии, тем самым усиливая обоснованность управленческих решений.
Следует отметить, что инструменты, предоставленные контроллингом, менеджеры российских предприятий используют недостаточно интенсивно, что снижает конкурентоспособность организаций, по сравнению с западными. И это является важной проблемой современного отечественного менеджмента.
Контроллинг в системе менеджмента, исходя из сферы деятельности организации, определяется с помощью нескольких подходов:
- Концепция, направленная на систему учета.
- Концепция, направленная на информационную систему.
- Концепция, направленная на систему менеджмента.
Сегодня наиболее часто можно встретить сторонников третьей концепции, в частности того, что контроллинг и есть неотъемлемая часть и эффективный инструмент системы менеджмента, координирующим как информационную, так и систему учета. Контроллинг, помимо всего прочего, это достаточно важный фактор обеспечения конкурентоспособности предприятия, так как предоставляет возможность в совокупности решать целый ряд вопросов, направленных на обеспечение стабильности бизнеса и материальных ресурсов, своевременным выявлением нестабильных ситуаций и причин их возникновения на предприятии, прогнозированием состояния дел в компании и т.д.. Такой большой перечень вопросов, решаемых контроллингом в интегрированной системе менеджмента, можно объяснить его целью и задачами, которые состоят в ориентировании на достижение целей, поставленных перед организацией.
Основные задачи контроллинга в системе менеджмента следующие:
- Формирование информационной системы, что будет способствовать принятию грамотных управленческих решений, основанных на данных управленческого, производственного и бухгалтерского учетов.
- Планирование будущей производственной деятельности предприятия.
- Координация деятельности предприятия и его отдельных структурных подразделений.
Различают контроллинг обеспечения ресурсами, внешней среды, логистики, производства, персонала, сбыта и маркетинга, инноваций, инвестиций и финансовый контроллинг.
В России контроллинг в системе менеджмента очень часто приравнивают к управленческому учету и аудиту, а специалистов, занимающиеся им, путают с обычными контроллерами или специалистами, занимающимися автоматизированными системами менеджмента и управления. Как уже говорилось выше, инструменты контроллинга системы менеджмента российскими организациями применяются довольно слабо, в практике отечественного бизнеса существуют примеры эффективного внедрения и работы системы контроллинга, что позволяет утверждать об эффективности его использования.
Контроллинг в системе менеджмента является оптимальным решением, когда требуется определить результаты деятельности компании, после чего сравнить их с намеченными задачами и целями, проведя системный аудит. Контроллинг позволяет своевременно выявить причины неуспеха, если фактические показатели существенно отклоняются от планируемых, после чего найти эффективные способы решения проблемы. Существующие в российском бизнесе примеры внедрения контроллинга могут служить стимулов для всех менеджеров.