Имеет ли значение подход к управлению организаций при разработке системы KPI?
Подход к управлению – это способ делегирования полномочий и ответственности. В менеджменте существуют два подхода к управлению: функциональный и процессный.
Противопоставление процессного и функционального подходов принципиально неверно. Эти два подхода дополняют друг друга и должны применяться параллельно и согласованно. Функциональный подход отвечает на вопрос «Что делать?», процессный «Как делать?».
Система KPI разрабатывается как в рамках процессного, так и в рамках функционального подхода к управлению.
Почему наличие стратегии в организации является необходимым условием разработки системы KPI?
Деятельность любой организации в условиях конкуренции может быть успешной, если организация имеет чёткие ориентиры, которые определяют то, к чему стремиться и чего добивается организация.
Руководители многих организаций задаются вопросами: «Кто мы?», «Для кого и для чего мы?», «Что мы хотим достичь?», «Как этого можно достичь?». Ответы на эти вопросы, предполагают формирование видения, миссии, ценностей и стратегии организации. Именно с этих характеристик начинается построение модели управления организацией.
Стратегия организации – это долгосрочное, верно определённое направление в развитии организации, центральное звено в выработке направлений действий, связанное с видением, миссией и ценностями организации. В зависимости от выбранной стратегии и в рамках BSC формируется система KPI.
KPI – это система измерения для достижения стратегических целей любого бизнеса, звено между концепцией BSC и практикой её внедрения в конкретной организации.
Организация, решившая внедрить систему измерения и оценки показателей деятельности (KPI) на основе сбалансированной системы показателей (BSC), должна иметь разработанную стратегию и стратегические цели. Это необходимое условие, без выполнения которого, разработка ключевых показателей деятельности организации (KPI) не представляется возможным.
Какую роль играет управленческий учёт в разработке системы KPI?
В настоящее время пользователям интересны различные аспекты деятельности организации, которые не всегда могут быть выражены только показателями финансовой отчетности. Управленческий учёт – это форма отчетности организации, отражающие не только финансовые, но и нефинансовые показатели.
Управленческий учёт – упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации.
Управленческие отчеты в организации предназначены для внутренних пользователей (менеджеров всех уровней), содержат только актуальную информацию по необходимым областям учета и в необходимой детализации. Управленческий учет не обязателен, организации ведут его добровольно.
Организация, решившая внедрить систему измерения и оценки показателей деятельности (KPI) на основе сбалансированной системы показателей (BSC), должна иметь не только стратегию, но и работающую систему управленческого учета. Это необходимое условия, без выполнения которого, разработка ключевых показателей деятельности организации (KPI) не представляется возможным так как от качества управленческого учёта зависит эффективность разработки KPI.
Какую роль играет высшее руководство организации в разработке системы KPI?
Команда высших руководителей играет исключительно важную лидерскую роль в разработке и внедрении системы KPI в организации. Руководители высшего звена должны понимать стратегию (стратегии) развития организации, связывать её с системой KPI (на основе BSC) и инструментами эффективного управления организацией.
Именно от команды высших руководителей должны исходить одобрение, заинтересованность и активная поддержка всех действий по разработке и внедрению системы KPI.
Именно члены команды высших руководителей должны популяризировать систему KPI, убедить топ-менеджеров и рядовых сотрудников в правильности и необходимости разработки и внедрения системы KPI.
Кто непосредственно занимается разработкой системы KPI в организации?
Для разработки и внедрения системы KPI в организации необходима небольшая, но хорошо подготовленная группа сотрудников – 2-5 человек.
Приказ о назначении группы разработки и внедрения системы KPI определяет состав группы и её полномочия на весь период работы (на несколько месяцев).
Группа по разработке и внедрению KPI должна заниматься в своё рабочее время только проектом KPI и отчитываться непосредственно перед генеральным директором.
В группу следует включать профессионально подготовленных и амбициозных сотрудников с лидерскими качествами. Это необходимо сделать, так как участникам группы придётся популяризировать систему KPI, переубеждать и убеждать сотрудников в необходимости KPI, мотивировать их для разработки показателей KPI. Не стоит включать в группу руководителей высшего звена, так как у них нет возможности посвящать всё свое время этой работе.ПРИМЕЧАНИЕ. Все шаги по разработке системы KPI с практическими примерами приведены в онлайн-курсе «Разработка системы KPI: теория и практика» (72 академических часа).
Материал подготовлен руководителем учебно-методического отдела ИнтерКонсалт, Еленой Горшениной.