Как часто мы – рядовые работники мечтали работать дома? Не тратить время на дорогу, иметь возможность встать на час позже и не чувствовать «начальника» за спиной! И вот сбылось! Мы работаем дома! А работодатель уже понял, что так экономнее и надо в дальнейшем часть работников дома и оставить, причём навсегда. Другими словами, для очень многих онлайн-работа станет постоянной, а не временной. Но такая онлайн-работа – это не фриланс, когда можно днём спать, а работать ночью, или самим выбирать, что, как и когда делать. Это совсем другая форма занятости.
Итак, утро и мы дома, а начальник далеко, пока не пишет, не звонит и скайп молчит. Сколько соблазнов: ленты новостей, социальные сети, игры, что-то важное по телевизору и, наконец, – интересная книга. А работу сделать успею, день длинный! А вот и конец рабочего дня, наспех подводим итоги: то не успел, а это сделал кое-как, завтра исправлю. А на завтра уже поставлены другие задачи!
Очевидно, что день – другой можно провести в таком режиме, но потом все-равно придётся понять, что надо перестраиваться, так как работа на «удаленке» требует не только строгой самодисциплины, но и новых подходов к тайм-менеджменту. Да и зарплату надо заработать!
Поговорим о времени, которого, как кажется, стало больше, но его всё равно, почему-то не хватает. Время – невосполнимый ресурс, который легко теряется и никогда не возвращается. Виной тому поглотители времени или хронофаги, а другими словами – неэффективно организованные процессы, ведущие к потерям времени.
До работы на «удаленке» основными хронофагами были: дорога и пробки, незапланированные посетители, затяжные совещания и собрания, излишняя коммуникабельность, частые перекуры, перерывы на чай и кофе. Теперь работаем онлайн, все перечисленные хронофаги, кроме последнего, перестали существовать. Но появились новые: синдром откладывания, неправильное планирование дня, отсутствие приоритетов в делах, не обустроенное рабочее место, постоянные перекусы, интернет, компьютерные игры, чаты, форумы, отвлечение на внешние факторы и др.
Очевидно, что часть поглотителей времени связана с действиями других людей (например, нечетко поставленная руководителем задача, незапланированные звонки и др.) или с проблемами организации процессов деятельности на «удаленке».
Но с личными хронофагами, которые находятся в зоне Вашего полного контроля, можно, нужно и придётся бороться! Необходимо только выйти из компьютерной игры или выключить телевизор, сократить время телефонных разговоров или не отвлекаться на чаты, и т.д.
Да! Речь идёт о самодисциплине, т.е. способности заставить себя предпринимать нужные действия независимо от Вашего желания и эмоционального состояния.
О самодисциплине сказано очень много полезного и интересного. Например, интернет пестрит всевозможными правилами самодисциплины. Но парадокс заключается в том, что выполнить большинство из этих правил может только работник, у которого нет проблем с самоорганизацией и самодисциплиной! Проверьте себя, ответив на вопрос «Работаю ли я по этому правилу?» – «Да» или «Нет». Вот некоторые из этих правил:
- точно определяйте свою цель; составляйте план достижения цели;
- сосредотачивайтесь на главном;
- устанавливайте твердые сроки;
- учитесь соизмерять свои дела и цели;
- ликвидируйте досадные помехи;
- учитесь слушать;
- используйте время полностью;
- ежедневно контролируйте выполнение намеченных дел;
- воспитывайте уважение к своему и чужому времени.
Если на 90% вопросов Вы ответили «Да», то проблем с самодисциплиной у Вас нет.
Надо признать, что все перечисленные правила безусловно нужны, но их необходимо дополнить с учётом новых реалий. Поэтому рассмотрим некоторые специфические моменты самоорганизации при работе на «удаленке».
Для начала займёмся самоанализом – найдем свои хронофаги и подберём правила их устранения. Надо честно оценить, в каких именно вопросах самодисциплина хромает, где Ваши проблемные зоны и в чём Вы обманываете себя. Вот только один из примеров. Возможно, в дали от начальников Вы создаёте для себя видимость работы, выполняя лёгкие и бесполезные дела, а трудные задачи откладываете на потом? Не ищите повод отложить на потом сложные или неприятные дела – просто делайте их сразу!
Следующий важный момент – организация рабочего места для постоянной работы на «удаленке». Результат будет плохим, если Вы целый день перемещаетесь с ноутбуком по квартире, располагаясь то на кухне, то в комнате на диване, то на балконе. В итоге потеря времени и нарушение рабочего ритма. Очевидно, что рабочее место должно быть постоянным, оборудованным соответствующем образом, в теории – это рабочий кабинет, а на практике – «рабочий угол»: стол и удобный стул. Важно, что наличие рабочего места помогает отделить рабочее время от времени отдыха, также избавиться от ощущения, что живешь на работе.
Теперь ответим на спорный вопрос: «Нужен ли дресс-код при работе на «удаленке»? Нужен! Именно одежда и внешний вид психологически проводят черту между работой и отдыхом. Именно соблюдение дресс-кода позволяет работнику «прийти» на работу и начать выполнять свои функции. Необходимо приобрести себе удобную «рабочую домашнюю одежду», в которой не стыдно встретить знакомого (к гигиене и внешнему виду это тоже относится!). Носить такую одежду желательно только в рабочие дни. Надо понять, что неопрятный вид (все-равно никто не видит!) приводит к расслабленности работника, а ощущение: «Я ещё дома, а не на работе», способствует появлению новых поглотителей времени.
Рассмотрим ещё одну проблему работы на «удаленке» – питание. На практике вариантов всего два и оба плохие. Первый – это работа без остановок («Сейчас всё доделаю!»), результат – день прошёл, работа выполнена, а поесть было некогда, в итоге – болезни и снижение производительности. Второй вариант – холодильник рядом, поэтому едим целый день, причём не отрываясь от работы. Самодисциплина предполагает третий вариант: принимать пищу в обеденный перерыв, а во время приемов пищи не работать!
И последнее, не забывайте вовремя «возвращаться» с работы на «удаленке»! Посвятите вечер своим близким, занимайтесь спортом, гуляйте и общайтесь в социуме!
Успешной Вам онлайн-работы!