Удалённая работа (работа сотрудника из дома), на которую вынужденно перешли многие компании в связи с коронавирусом, уже стала объективной реальностью и вполне продемонстрировала свои преимущества и недостатки.
Для работников компании на «удаленке» ушли в прошлое подъёмы рано утром, дороги и пробки, затяжные собрания и совещания, стоящие «над душой» начальники и навязчивые сослуживцы, а это конечно же преимущества. Живи, работай и радуйся! Но, мы опять недовольны! И, как ни странно, почему-то стало тоскливо и наплывают воспоминая о том замечательном времени, когда все работали исключительно в офисе.
Что же происходит? Ответ очевиден – недостаток живого общения с коллегами по работе и есть причина нашего угнетённого состояния. Оказалось, что нам просто необходимо быть на виду, обсуждать все в коллективе, чувствовать себя частью команды, кофе пить с коллегой, а не в одиночку и т.д., даже выговоров от начальства нам не хватает! Другими словами, работа на «удаленке» имеет такой существенный недостаток, как социальная изоляция, вызывающая в свою очередь дефицит общения, который психологи сравнивают с чувством голода.
Живое общение с коллегами необходимо не только для обмена информацией и опытом, но и для поддержания психического и физического здоровья. Психологи предупреждают, что недостаток живого общения – путь к снижению иммунитета, провоцированию стресса, а результат – ухудшение здоровья и укорачивание жизни. Причины понятны. Работа дома имеет отрицательные стороны: привыкаем без лишней необходимости не выходить из дома, с коллегами можно не разговаривать (пишем письма), внешний вид нас не беспокоит, самодисциплина «на нуле», а перестроиться пока не получается.
Что же делать, если работа на «удаленке» – это навсегда? Как перестроиться и не одичать? И что в такой ситуации должен делать руководитель компании?
Надо признать, что цифровизация бизнеса нам всем нравится, т.к. существенно упрощает взаимодействие между сотрудниками компании – это общение через почту, мессенджеры, другие внутренние каналы и программы. Но отсутствие живого общения между сотрудниками пагубно влияет на развитие корпоративного духа.
Очевидно, что отсутствие социальной связи на рабочем месте подрывает корпоративный дух, так как «размываются» идеи, ценности, мотивы, стремления и ожидания компании, ухудшается морально-психологический климат в коллективе, что негативно влияет на трудовое поведение. Работник «на удаленке» не чувствует себя членом коллектива и теряет стимулы к эффективной работе. Надо признать, что формирование команды при удалённой работе – это серьёзная проблема, так как, по сути дела, необходимо создать «виртуальный» коллектив, причём это задача не только для руководителя компании, но и для сотрудника!
Какие действия должен предпринять руководитель компании с опорой на команду, чтобы ликвидировать дефицит живого общения?
Очевидно, что необходимо создать и сплотить «виртуальный» коллектив, а это одновременно простая и сложная задача. Простая – потому, что необходимые приёмы менеджмента достаточно хорошо известны, а сложная – потому, что для каждого коллектива требуется свой набор подходов. Как это сделать? Рассмотрим основные приемы.
Например, ежедневно или несколько раз в неделю необходимо обсуждать рабочие и нерабочие вопросы по аудио- или видеосвязи, охватывая всех работников компании.
Или систематически организовывать общие встречи и ретроспективы. Например, еженедельно проводить общекомандную встречу-ретроспективу для демонстрации друг другу достижения прошедшей недели и планирования дел на следующую неделю. Лучше проводить такие встречи в режиме видеоконференции. Причём, такая видеоконференция должна быть хорошо подготовленной: повестка дня, ведущий, демонстрация экрана, резюме встречи и т. п. Такой подход позволит всем участникам оставаться в контексте обсуждения и видеть его итоги, чувствовать живое общение в команде.
Кроме того, важно организовать живую обратную связь, открытый обмен информацией между руководителями разного уровня и членами команды. Руководитель в течение рабочей недели должен вживую (скайп, видео-связь) общаться отдельно с каждым своим сотрудником: корректировать задачи, следить за загрузкой, поощрять.
Имеет смысл ежемесячно организовывать для сотрудников непосредственно в офисе профессиональные встречи или конференции для обсуждения дискуссионных вопросов или новых направлений развития бизнеса. Это позволит сотрудникам активно пообщаться, отойти от ежедневной рутины и внесёт оживление в работу компании.
Конечно же, надо подумать и о новых сотрудниках, которые только начинают работать в команде. На этапе адаптации для новичков следует назначать кураторов, а также напарников, чтобы лучше узнать друг друга. Куратор должен проводить с новичком живые личные встречи, например, раз в неделю или в две, чтобы задать интересующие вопросы и скорректировать работу. А напарник контактирует с новичком ежедневно с использованием всех возможных вариантов коммуникации: личная встреча, телефонные переговоры, переписка, скайп и др.
И последнее, приветствуется неформальное живое общение. Без такого общения люди перестают чувствовать себя единой командой. Хорошо, если руководитель, например, поощряет общение работников в чате на нерабочие темы (в меру!) или находит время иногда что-то обсудить вместе со всеми, или просто пожелать команде доброго дня, или не скупится на совместный отдых: поездки, праздники, культурные мероприятия. Подобные живые встречи позволяют пообщаться в неформальной обстановке, способствуют улучшению взаимоотношений внутри коллектива и повышают его сплочённость и работоспособность.
На самом деле всё просто, чтобы ликвидировать дефицит живого общения НАДО ОБЩАТЬСЯ!