Стратегические цели (что мы хотим достичь?) – это количественно измеримые установленные в качестве целевых значений показатели, которые способны продемонстрировать, что стратегия полностью реализована.
Стратегия (как этого можно достичь?) – это выбранные приоритетные перспективные направления развития Компании для концентрирования имеющихся ресурсов в определенный период времени. Разработка стратегии должна производиться в рамках уже существующего общего направления развития Компании. Это может быть стратегия лидерства в издержках, или стратегия дифференциации и уникальности по какому-либо направлению, или стратегия концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта) и другие.
Контекст (в каких условиях придётся это достичь?) – это окружающие компанию условия, относящиеся к внутренней и внешней среде. Следствием описания контекста является понимание рисков и возможностей, связанных со средой компании.
Какие факторы внешней среды учитываются при разработке стратегии? Прежде всего, это:
- технологические (уровень существующих и наличие новых технологий);
- ресурсные (наличие и доступ);
- экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);
- государственные (лицензирование, законотворчество).
Внутренняя среда охватывает широкий круг вопросов, которые также учитываются при разработке стратегии. Это:
- целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей);
- маркетинговые исследования;
- сбыт (объем продаж, скидки);
- каналы распределения;
- производство (оборудование, технология, площади);
- персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура);
- снабжение (поставщики, условия и системы поставки);
- финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);
- номенклатура продукции (степень диверсификации).
Но как учесть все эти многочисленный вопросы и ограничения при разработке стратегии? Ответ очевиден. Важно, чтобы любая стратегия базировалась на потребностях и ожиданиях потребителей и других заинтересованных сторон, а стратегические цели – на результатах этого анализа.
Итак, зачем Компании нужна стратегия развития? Во-первых, стратегия – это инструмент обеспечения постоянного роста Компании. Во-вторых, стратегия определяет правильное направление развития, т.к. отражает ситуацию на рынке, господствующие тренды, основных конкурентов. В-третьих, постоянная корректировка стратегии на основе анализа рынка позволяет Компании успешно пережить даже кардинальные изменения, так как всегда известно куда идти и как достичь поставленные цели.
Компания «ИнтерКонсалт» осуществляет разработку стратегии по специальным методикам, проводит семинары и тренинги в рамках этого направления, специалисты компании имеют опыт разработки стратегии на предприятиях в РФ.