Ни для кого не секрет, что в наши дни, для того чтобы добиться успеха, каждому предприятию нужно уметь максимально быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка и предлагать клиентам товары более высокого качества нежели конкуренты. Если руководящий состав предприятия будет своевременно получать необходимую информацию, касающуюся деятельности предприятия и изменений рынка, ему будет намного проще принимать правильное решение, направленное на дальнейшее развитие и достижение поставленных целей. Немаловажным аспектом для процветания компании служит и создание подходящей стратегии развития. Одним из наиболее важных инструментов представления процесса при реализации стратегии выступает система сбалансированных показателей BSC (Balanced ScoreCard). Данная система, по своей сути, является системой стратегического управления предприятием, которая основывается на измерении и последующей оценке эффективности с учетом определенных показателей. Показатели подбираются таким образом, чтобы они могли отображать каждый из аспектов деятельности компании, причем значение имеет отображение как финансовых, так и нефинансовых аспектов. В самом названии системы заложено то незримое равновесие, которое должно сохраняться между долгосрочными и краткосрочными целями, вспомогательными и основными инструментами, внешними и внутренними факторами, оказывающими влияние на становление компании.
Заметим, что на сегодняшний день существует не так-то и много примеров удачного применения системы BSC, как и системы менеджмента качества. Ведь в процессе ее внедрения приходится сталкиваться со многими сложностями и трудностями, поэтому она требует профессионального подхода и определенных знаний. В большинстве случае проблемы, возникающие во время внедрения этой современной и перспективной системы, связаны с тем, что некоторые организационные моменты или вся методология в целом трактуется неверно. Многим специалистам пришлось столкнуться с такой трудностью как отсутствие эффективного программного обеспечения, которое бы отличалось доступной стоимостью.
Важно понимать, что эффективность системы во многом зависит от правильности и качества ее внедрения. По мнению профессиональных специалистов система сбалансированных показателей BSC должна внедряться поэтапно, всего можно выделить четыре основных этапа. Первый этап представляет собой подготовку к построению BSC, второй - заключается собственно в построении системы, затем переходят к ее каскадированию, и, наконец, финишным этапом выступает контроль выполнения выбранной стратегии. Внедрение методологии реализации BSC практически невозможно без должной автоматизации. Заметим что внедрение описываемой системы без должной информационной поддержки и СМК, а также без применения специализированных программных продуктов допускается только на начальных этапах, и только в том случае, если речь идет о небольшой частной организации. Если же своими приоритетами предприятие ставит разработку систем сбалансированных показателей для нескольких подотчетных структурных единиц, то ему никак не удастся обойтись без тех преимуществ, которые гарантирует применение современных информационных технологий. Ведь просто собрать данные о тех или других сбалансированных показателях – это очень мало, необходимо также своевременно уточнять и корректировать их.
Каждый из этапов внедрения системы BSC, как и внедрение системы менеджмента качества, требует определенных знаний и навыков, которые помогут избежать непоправимых ошибок. Тем не менее, наибольшей важностью, по мнению многих высококвалифицированных специалистов, отличается именно второй этап, а точнее построение системы сбалансированных показателей BSC. В первую очередь необходимо разработать BSC для одной-единственной выбранной системной единицы, в качестве которой можно выбрать конкретный отдел, подразделение или даже компанию. Заметим, что построение системы происходит в несколько стадий, среди которых:
- конкретизация определенных целей стратегии;
- построение стратегической карты, которое заключается в связывании стратегических целей посредством
- причинно-следственных цепочек;
- выбор показателей с последующим определением их целевого назначения;
- разработка направленных стратегических мероприятий.