Причины обращения
Компания N растёт и развивается, бизнес масштабируется, а вместе с этим возрастает количество показателей, которые используются руководителями разных уровней для оценки деятельности. Многие руководители испытывают значительные трудности, т.к. должны отслеживать до 150 показателей! В такой ситуации излишне говорить о качестве принятого решения – очевидно, что оно будет низким. Для компании N назрел вопрос: сколько нужно показателей и как их выбрать, чтобы успешно руководить организацией? Плохая информированность руководителей всех уровней о деятельности компании в значительной степени снижает её конкурентные преимущества.
Компания N из года в год формирует стратегии развития и стратегические цели, которые не воплощаются в реальные действия, т.к. не каскадируются на уровень бизнес-процессов, никак не измеряются и поэтому не доходят до исполнителей. Решения по реализации стратегии принимаются спонтанно, без учета индикаторов, адекватно отражающих конкретное положение дел. В результате отсутствия работающей системы показателей происходит разбалансировка системы управления, что негативно сказывается на результатах работы всей компании и приводит к потере прибыли. Такая ситуации не устраивает собственников бизнеса, партнёров, сотрудников и других заинтересованных сторон.
Итоги работы с консультантом
- Сформировали общую базу данных (группировка показателей по стратегическим целям) – 200 показателей.
- Сформировали итоговую базу данных (группировка показателей по составляющим BSC) – 93 показателя.
- Выделили ключевые показатели деятельности (KPI) – 26 показателей, в том числе: 9 решающих показателей (KWI), 10 показателей результативности (KRI), 7 показателей эффективности (KEI).
- Выполнили визуализацию мониторов показателей, а именно – разработано 8 аналитических таблиц и 7 графиков, 6 пиктографических отчётов.
Отдельные кейсы проекта
-
KWI (ключевые решающие показатели):
- Коэффициент привлечения новых клиентов / еженедельно. Показатель сформирован на уровне бизнес-процесса «Маркетинг».
- Выход продукции (чистый объём высококачественного продукта) / еженедельно. Показатель сформирован на уровне бизнес-процесса «Производство».
- Коэффициент доступности товара по всем категориям / ежемесячно. Показатель сформирован на уровне бизнес-процесса «Цепочка поставок».
- Индекс лояльности клиентов (процент сохранения клиентов в различных потребительских категориях) / раз в год. Показатель сформирован на уровне бизнес-процесса «Маркетинг».
- Коэффициент использования производственных мощностей / ежемесячно. Показатель сформирован на уровне бизнес-процесса «Производство».
- Чистая прибыль в расчёте на одного сотрудника, руб. / ежемесячно. Показатель сформирован на уровне бизнес-процесса «Управление финансами».
KRI (ключевые показатели результативности):
KEI (ключевые показатели эффективности):
Результат
- Разработка и применение в управлении показателей и индикаторов эффективности KPI, т.е. измеряемых характеристик услуг, процессов и операций повысила эффективность функционирования всей компании.
- Суммарный эффект от роста производства и объёма продаж, повышения окупаемости активов, собственного капитала и инвестиций составил 86,2 млн в виде прироста чистой прибыли на 6,4% уже в первый год.
Примечание. В зависимости вида деятельности, масштаба, состояния внутренней и внешней среды компании процент прироста чистой прибыли от внедрения KPI в нашей практике варьируется от 5 до 15% в первый год