На сегодняшний день процветание и успех любой компании зависит не только от компетентности ее руководства, но и от ее передовых знаний и технологий.
Существует огромное количество различных систем менеджмента, основанных на различных принципах, целях и задачах. Любая из них может быть успешно внедрена на предприятии. Однако далеко не каждая покажет ожидаемые высокие результаты. Ведь предприятие считается стабильным или устойчивым, а управление – эффективным, если финансовые, экономические, экологические и социальные показатели имеют тенденцию устойчивого роста. Это значит, что предприятие и его продукция постоянно совершенствуются и конкурентоспособно на рынке.
Наибольшую популярность на сегодняшний день приобрела система менеджмента качества, основанная на международных стандартах серии ISO. Она позволяет предприятиям конкурировать не только на внутреннем рынке, но и в международных масштабах. Поэтому ее внедрение на предприятии является объективной необходимостью и стратегически верным управленческим решением. Это один из последних инструментов совершенствования управления, однако, насколько эффективным будет этот инструмент с учетом всех внутренних особенностей и внешних факторов поможет определить оценка результативности интегрированной системы менеджмента. Она традиционно проводится в несколько этапов. Все начинается с разработки критериев оценки или результативности. Они зависят от Законодательных норм и стандартов в каждой отрасли. Результативностью считается уровень выполнения запланированных показателей, то есть сравнивают план с фактическими результатами. Для каждой конкретной системы критерии могут отличаться. Например, для системы менеджмента качества могут выбираться такие показатели, как степень выполнения целей в области качества, степень компетентности персонала, уровень обеспеченности ресурсами и прочие. Затем вычисляют значение каждого подобранного критерия, путем вычисления соотношения между фактическими и плановыми показателями.
Следующий этап оценки результативности интегрированной системы менеджмента состоит в определении значимости полученных показателей. Для этого применяют метод анализа иерархий Томасом Саати. Он заключается в определении весового значения каждого показателя. Затем определяется результативность каждой конкретной системы. В заключении определяется результативность интегрированной системы менеджмента. Заключающим этапом является оценка результативность интегрированной системы менеджмента по шкале значимости Харрингтона. В итоге в зависимости от того уровня показателя устойчивости, система может не нуждаться в изменениях, требовать разработки некоторых корректирующих мероприятий или требует внесения значительных корректирующих мер. Если в результате оценки интегрированная система не устойчива, то могут потребоваться значительные корректирующие мероприятия, вмешательство со стороны руководства или разработка новой системы. На основании полученных данных руководитель совместно с собственником компании разрабатывают комплекс корректирующих или предупреждающих мероприятий.
Оценка интегрированной системы менеджмента дает информацию для принятия правильных управленческих решений, дает четкое представление о состоянии компании, позволяет проводить стратегическое планирование.