Основным показателем конкурентоспособности называют качество. Обостряется борьба между конкурентами, за счет глобализации экономики, так как расширенный рынок позволяет покупателю выбирать продукцию или услуги практически каждого мирового производителя. В результате каждый производитель каждой отрасли соперничает со многими другими, и побеждает тот, кто может обеспечить качественную продукцию при низкой ее стоимости.
Малый бизнес является самым мобильным сектором экономической жизнедеятельности общества, требующим специальных оптимизаций для своего развития, содействия выводу бизнеса на межрегиональные, а также междугородние рынки, консультационной и информационной поддержки. Чем больше подобных потребностей удовлетворяется, тем быстрее малый бизнес выходит на высокий уровень своего развития. Любой вид бизнеса строится на внешних и внутренних целях. К внешним целям относятся такие цели общества, ради которых, собственно, и создался предпринимателем тот или иной бизнес. Внутренней целью является высокий рост личного капитала, формирование профессиональной команды, удовлетворение личных амбиций и целей и прочее. При проектировании услуг или продуктов организация должна учитывать интересы каждой из сторон, которые имеют определенные выгоды от ее жизнедеятельности. Рассмотрим некоторые из них:
- Потребитель. Собственно, для него и начал свое существование бизнес. Нет смысла производить продукт, если на него нет спроса. Что ищет потребитель? Низкую стоимость, качество, удобство обслуживания продукта.
- Предприниматель. Интерес собственника бизнеса определен размером его прибыли, значит, бизнес должен процветать и расти.
- Сотрудники компании. Для персонала предприятие является источником доходов, реализации творческих и профессиональных способностей, значит, они так же заинтересованы в процветании компании.
- Поставщики. Они заинтересованы в успехе предприятия, которое является для них потребителем и источником благосостояния.
Система менеджмента качества малого бизнеса сформировалась на требованиях стандартов ИСО/ISO серий 9000. При желании имеющиеся ранее во всех организациях системы управления ресурсами или процессами, к примеру, маркетингом, стратегией, производственной деятельностью, финансами, кадрами и прочим, успешно встраиваются в систему менеджмента качества. Как показывает практика, для создания по-настоящему эффективной качественной СМК в организации, кроме стратегического решения руководства, необходимо контролировать разработку системы, ее внедрение и обеспечивать ее функционирование. Также необходимо развеять два основных заблуждения:
- система менеджмента качества относится только к решениям технических вопросов, которые связаны с качеством и производством продукции.
- стандарт ИСО/ISO 9001 может распространяться только на компании, которые производят продукцию. На те компании, которые предоставляют услуги, этот стандарт не распространяется.
Такие утверждения весьма ошибочны. Cерия стандартов ИСО/ISO 9000 применяются в ходе оптимизации процессов любого бизнеса. Соответственно, их можно применять для организаций, которые осуществляют свою деятельность в разных отраслях экономики. Вести малый бизнес могут компании со штатом численностью десять сотрудников и транснациональные корпорации, насчитывающие до десяти тысяч своих сотрудников. Внедрять такую систему может как интернет-магазин, так и крупнейшая производственная корпорация.
Система менеджмента качества малого бизнеса – это часть общей специфики управления компанией, обеспечивающая соответствие требованиям российских и международных стандартов.