Основные положения и принципы проведения аудита системы экологического менеджмента определены в Правилах (Руководстве) Европейского Союза по разработке экологического менеджмента и по его аудиту, которые были приняты еще в начале девяностых годов прошлого столетия.
А уже в 1996 году были разработаны и приняты международные стандарты ISO серии 9000, ISO 9001, 14001 и другие, которые регламентировали общие процедуры и принципы проведения системного аудита, в том числе экологического.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в правовой оборот было введено понятие «экологический аудит».
Под экологическим аудитом понимается самостоятельная, комплексная, объективная, документированная оценка соблюдения субъектом аудиторской деятельности правил, в том числе нормативных актов, в области охраны окружающей среды и природопользования, а также требований международных положений и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Экологическая аудиторская деятельность – это вид деятельности, который представляет собой услугу, оказываемую организации, содержащую в себе комплекс специальных мероприятий, которые обеспечивают проведение экологического аудита.
Как и любая услуга, экологическая аудиторская деятельность осуществляется на основании договора между субъектами аудита, в котором содержатся обязательства сторон, способствующие достижению определенных целей.
Отличительными особенностями экологического аудита (как впрочем и любого системного аудита) является его независимость, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются сторонами при заключении соглашения о проведении экологического аудита.
Аудит системы экологического менеджмента (как его трактует стандарт ISO 14001) можно определить как систематизированный и тщательно задокументированный процесс, который в полной мере позволяет получить объективные доказательства для того, чтобы можно было бы определить соответствие системы экологического менеджмента организации тем критериям, которые обычно предъявляются при проведении такого аудита.
При проведении экологического аудита необходимо в первую очередь определить, соответствует или нет настоящая система экологического менеджмента тем требованиям, которые предъявляются международными стандартами ISO 14001 (или же аналогичного национального стандарта). И в том случае, если данная система уже имеется на предприятии, следует определить, в какой степени поддерживается и обеспечивается ее функционирование.
Аудит системы экологического менеджмента подразумевает деятельность аудиторских организаций или отдельных аудиторов, которые осуществляют независимый квалифицированный анализ и оценку производственной и хозяйственной деятельности организации, которые могут оказывать какое-либо влияние на окружающую среду. И если обнаруживается, что на окружающую среду оказывается негативное влияние, то организации, проводящие аудит системы экологического менеджмента, предлагают свои рекомендации относительно понижения негативного влияния производственной деятельности, как на экологическую обстановку, так и на здоровье людей.
При этом программа экологических проверок может основываться на настоящей производственной деятельности предприятия, а также на результатах проведения предыдущих проверок.
Следует заметить, что руководство любой организации должно быть заинтересовано в проведении экологического аудита, так как по итоговым результатам можно с большой долей вероятности определить, действует ли на предприятии система экологического менеджмента таким образом, как она должна действовать в соответствии с определенной экологической политикой и поставленными задачами.
Примечательно, что руководство промышленного предприятия вправе подавать заявку на проведение аудита системы экологического менеджмента, преследуя при этом самые разные цели, например, для проведения сертификации на соответствие системы менеджмента действующим международным или национальным стандартам. При этом руководство может потребовать, чтобы аудит проводился третьей стороной.
Программы и процедуры экологического аудита должны в обязательном порядке учитывать приоритетные аспекты экологической безопасности при осуществлении предприятием производственной деятельности, периодичность проведения таких проверок, эффективную организацию и планирование деятельности аудиторской группы, и компетенцию ее членов, активное применение результатов проверки, общую методологию проведения экологических проверок и т.д.
Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.
Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.
Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.
Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.
При этом аудит системы экологического менеджмента может быть, как внешним, так и внутренним.
Если планируется внутренний аудит, то руководство организации дает команду ответственным сотрудникам из числа персонала сформировать команду для проведения проверки. При этом существует возможность приглашения в команду специалистов из других организаций.
Если же аудит будет внешним, то в этом случае заключается договор с аудиторской компанией, сотрудники которой специализируются на подобного рода проверках.
Экологический аудит проводится поэтапно.
На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.
На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.
В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:
- требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
- временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
- необходимость взаимодействия с членами организации;
- разумность привлечения технических экспертов;
- другие особенности условий деятельности организации.
Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение – акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.
Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.