Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента, установлены в стандарте ISO 17021-1:2015. Настоящий стандарт содержит общие требования к органам, проводящим аудит и сертификацию в области качества, экологии и других областях. Стандарт ISO 17021-1:2015 является базой для признания результатов сертификации систем менеджмента в интересах международной торговли. Этот международный стандарт содержит принципы и требования, относящиеся к компетентности, последовательности и беспристрастности аудита, а также требования к органам, проводящим аудит и сертификацию любого типа систем менеджмента.
Сертификация системы менеджмента качества может проводиться на соответствие требованиям государственного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 или международного стандарта ISO 9001.
При проведении проверки органы по сертификации должны следовать таким принципам, как:
-
беспристрастность (орган по сертификации должен быть беспристрастным, решения органа по сертификации должны быть основаны на объективных свидетельствах соответствия или несоответствия);
-
компетентность (компетентность персонала органа по сертификации необходима для проведения сертификации, заслуживающей доверие);
-
ответственность (орган по сертификации несет ответственность за оценку достаточности объективных свидетельств, на основании которых принимается решение о сертификации.);
-
открытость (орган по сертификации должен предоставлять необходимый доступ или раскрывать неконфиденциальную информацию о результатах конкретных аудитов);
-
конфиденциальность (орган по сертификации не должен раскрывать конфиденциальную информацию);
-
реагирование на жалобы (результативное реагирование на жалобы - важное средство защиты органа по сертификации, его заказчиков и других пользователей сертификации от ошибок, упущений или ненадлежащего поведения);
-
-
подход на основе рисков (органы по сертификации должны учитывать риски, связанные с проведением компетентной, непротиворечивой и беспристрастной сертификации).
Органы сертификации систем менеджмента качества выдают соответствующие документы лишь в том случае, когда предприятие продемонстрировала выполнение требований международного или государственного стандарта на системы менеджмента качества.
Очень важно сделать правильный выбор органа по сертификации, так как его репутация очень важна и связана с «качеством» выданного сертификата, а, соответственно, и доверия к нему Ваших клиентов. Нет смысла в получении сертификата ради сертификата и в разработке системы для получения никому ненужных и неработающих документов.