План внутреннего аудита СМК, что это такое?

Опубликовано 06.04.2019

Аудит системы менеджмента качества (СМК) — это систематический процесс получения сведений о функционировании СМК и ее соответствии критериям, установленным действующими стандартами. 

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Получение эффективной деятельности производства от системы менеджмента качества невозможно без проведения плана внутренних аудитов СМК и систематического обучения рабочего персонала предприятия. Сотрудники обязаны детально ознакомиться со стандартом внутреннего аудита ISO 19011.

К принципам проведения внутренних аудитов относятся:

  • беспристрастность: аудитор должен объективно оценивать полученные сведения и документы, формировать правдивые и точные отчеты;
  • конфиденциальность: аудитор должен сохранять полученную им информацию в тайне от третьих лиц;
  • профессиональная осмотрительность: аудитор должен быть прилежным, применять имеющиеся у него профессиональные знания по отношению к объекту проверки;
  • независимость: аудитор должен самостоятельно принимать решения на основании полученных им сведений и не изменять их из-за стороннего влияния заинтересованных лиц;
  • подход, основанный на свидетельстве: в связи с ограниченной продолжительностью времени, в течение которого должна быть проведена проверка, аудитор должен использовать выборки определенной информации с целью получения сведений о функционировании СМК в целом;
  • целостность: деятельность аудитора должна соответствовать одновременно всем перечисленным выше принципам.
План внутреннего аудита СМК, что это такое?
План внутреннего аудита СМК, что это такое?

Подробнее о системном аудите
Заказать системный аудит

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

СМК (система менеджмента качества) – это продукция, к которой предъявляются определенные требования и от которой ожидают результатов деятельности предприятия. То есть это степень удовлетворения этих ожиданий и требований.

Определить качество системы менеджмента можно точно так же, как определяется качество любой другой продукции - с помощью измерения характеристик и сравнения их с заданными значениями.

Согласно стандарту ИСО 9001 их существует всего три:

  1. Соответствие системы всем требованиям стандарта (модели).
  2. Пригодность системы, то есть потенциальная способность обеспечить результаты, которые были запланированы.
  3. Результативность данной системы, то есть количество фактической реализации продукции, товаров, услуг.

Систему менеджмента качества, которая обладает всеми вышеизложенными характеристиками можно смело назвать качественной.

План внутренних аудитов СМК обеспечивает данной системе возможность постоянного улучшения и имеет отличительный характер. Его целью является оценка работы СМК. Аудиты проводятся не чаще одного раза в год. По итогам составляется специальный отчет, в котором учитываются все несоответствия, разрабатывается план корректирующих мероприятий и организовывается его реализация.

Следуя установленным положениям стандарта ИСО 9001 итоги аудита формулируются в виде «соответствует/не соответствует», а заключения – на основании выводов и целей аудита.

В рамках плана внутренних аудитов СМК зачастую создают специальную группу, которая проверяет её эффективность – группа внутреннего аудита.

Аудиторы – это высококвалифицированные специалисты, которые рассматривают такие вопросы, как проверка качества. Компетентность и независимость – это их два основных качества. Их задача заключается в том, чтобы по установленному плану проверять работоспособность данной системы и составлять отчеты о результатах проверки с предложениями по корректирующим и предупреждающим действиям. Затем руководитель должен на основании данных отчетов исправлять ошибки и принимать решение о мерах по предупреждению отклонений системы.

Результатом разработки и внедрения системы управления продукцией является документированная система, то есть наличие документов, в содержании которых зафиксированы правила и методы распределения ответственности, полномочий, система выполнения обязанностей, показатели, критерии и так далее. Объектом проверки системы менеджмента является определенная документация, которая выступает в качестве критериев, ими могут быть требования к системе, а также выполнение требований стандартов ИСО 9001.

Показателем эксплуатации системы является достижение установленных целей. Именно это является объектом проверки, а критерии должны выполнять требования, которые устанавливаются в документации системы.

Процедура проведения внутренней проверки должна включать несколько стадий, идущих в следующем порядке:

  1. Анализ деятельности компании. В первую очередь необходимо сделать анализ того предмета, по которому будет проведен аудит. Для этого нужно найти аудитора, который даст понять, сколько будет длится проверка, как именно она будет проводиться, с участием каких специалистов. Данный этап имеет важнейшее значение, и позволяет правильно подготовить программу аудита в дальнейшем.
  2. Подготовка программы. Чтобы проверка была проведена правильно, аудитор должен подготовить все рабочие документы, а также перечень вопросов, которые будут заданы. При этом решающую роль играет документация СМК предприятия. На основе документации и анализа деятельности фирмы будет подготовлена программа, согласно которой будет проводиться проверка.
  3. Разработка плана аудита. Итак, программа составлена, и теперь вы знаете, что именно нужно проверить и изучить, сколько аудиторов потребуется для этого, и примерное количество времени. На этом этапе нужно распределить время на каждый этап, и подготовить четкий план действий. 
  4. Открытая встреча. Начинается аудит всегда с начальной встречи. Именно на этом этапе достигаются заключительные договоренности о времени каждого этапа проверки. Это поможет руководителю фирмы ознакомиться с планом аудита и оптимизировать его проведение.
  5. Проведение аудита. Аудитор выполняет шаги плана. Он задает нужные вопросы, документирует информацию, разбирается, соответствует компания требованиям СМК или нет. 
  6. Обсуждение результатов аудита, закрывающая встреча. После проведения аудита проверяющий обозначает несоответствия, которые были выявлены. Аудируемый может задать вопросы для понимания заключения, и прояснить для себя основные моменты. 
  7. Подготовка заключения аудита. Заключение оформляется в отчет и передается заказчику. Отчет может быть, как напечатан, так и подготовлен в электронной форме. Он содержит перечень всех выявленных несоответствий.
  8. Закрытие аудита, исправление недостатков. Несоответствия необходимо устранить. Для этого устанавливаются сроки и выполняются действия по исправлению недостатков. После этого аудит закрывается.

Итак, план внутреннего аудита СМК включает в себя:

  • основание, на котором будет проводиться аудит;
  • подразделение (руководитель предприятия);
  • дата (сроки) проведения аудита (как правило, один раз в год);
  • объекты, подлежащие аудиту (выполнение различных видов работ, услуг на предприятии);
  • цель и объем аудита (соответствие всем требованиям стандарта, руководства по качеству, правильность составления документации системы менеджмента качества, выявление несоответствий установленным требованиями системы менеджмента качества);
  • составление группы аудита (записывается в виде таблицы, которая включает в себя три столбца: ФИО, Должность, Примечание);
  • отчет по результатам проведения аудита, который составляется в двух экземплярах и отправляется на рассмотрение руководителю предприятия и администратору.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить