Наиболее часто интегрируют следующие стандарты:
- ISO 9001 – Международный стандарт, который устанавливает требования к системе менеджмента качества.
- ISO 22000 – Международный стандарт, который устанавливает требования к системе менеджмента безопасности пищевой продукции.
- ISO 14001 – Международный стандарт, который устанавливает требования к системе экологического менеджмента.
- ISO 45001 – Международный стандарт, который устанавливает требования к системе менеджмента профессионального здоровья и безопасности.
Создание ИСМ — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации. Ожидаемая результативность создания ИСМ может быть достигнута лишь в случае грамотного управления этим проектом.
Построение интегрированных систем менеджмента имеет свои цели и, в первую очередь, это снижение лишней бюрократии и дублирования процедур.
В основе интеграции стандартов на системы менеджмента лежат общие требования, которые присутствуют в каждом стандарте:
- Политика и цели.
- Управление документированной информацией.
- Планирование (проведение анализа рисков).
- Обеспечение выполнения и функционирования (внедрение).
- Информирование.
- Оценка результативности, измерения.
- Анализ со стороны руководства.
- Улучшения.
Также предлагается ряд элементов систем менеджмента, которые выигрывают от интеграции:
- единая политика организации;
- оптимальное использование ресурсов;
- комплексные меры оперативного контроля и общее управление документацией;
- единый подход к разработке документации;
- общие информационные и обеспечивающие системы;
- общая система подготовки и развития персонала;
- организационная структура и структура подотчетности;
- системы измерения и мониторинга;
- записи и отчетность;
- единый аудит;
- единый анализ систем менеджмента.
Интеграция этих элементов и позволяет облегчить управление, снизить издержки и избежать конфликтные ситуации при внедрении требований различных систем. Интеграция должна проводиться исключительно в интересах предприятия. Если предприятие не видит преимуществ в результате интеграции, то оно не должно идти по этому пути.
Для того чтобы сократить дублирование функций, снизить бюрократию и в полной мере соответствовать рыночным и законодательным требованиям, руководство организации часто принимает решение по внедрению интегрированной системы менеджмента. С этой целью многие организации обращаются в компанию, которая предоставляет услуги по разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента. Реалии современного бизнеса таковы, что в организации лучше всего внедрять несколько различных систем менеджмента, которые будут работать одновременно.
Важно оценить уровень компетентности своих менеджеров и спе-циалистов для успешного выполнения этой работы, определить целе-сообразность привлечения внешних консультантов. При этом исключительно важно предпринять меры, направленные на обеспечение психологической устойчивости персонала.
В числе наиболее значимых мер, которые должны помочь преодолеть возможные негативные психологические явления в ходе работы по созданию ИСМ, следующие:
- проведение руководством широкой разъяснительной работы в целесообразности создания ИСМ;
- выработка четкой стратегии создания ИСМ, определение и вы-деление для ее реализации необходимых ресурсов;
- обеспечение благоприятных стартовых условий для организации и выполнения работ;
- проведение специальных занятий и тренингов для членов ру-ководящих и рабочих органов;
- поддержка работ со стороны руководства, демонстрация заин-тересованности в успешном завершении работ;
- проведение мониторинга и регулярного анализа хода работ, информирование о результатах деятельности всего персонала, задействованного в работе.
После обращения руководства в компанию, оказывающую консультационные услуги, специалисты проанализируют возможные варианты разработки и внедрения системы управления с учетом специфики предприятия, и выработают такой путь, который позволит наиболее полно выполнить требования международных и отечественных стандартов в рамках построения интегрированной системы менеджмента. Следует заметить, что в основу многих систем управления закладываются основополагающие принципы общего управления качеством.
Как свидетельствует опыт зарубежных и российских производственных предприятий, внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9001 должно осуществляться прежде, чем будут внедрены другие системы управления. Системы менеджмента, которые основаны на международном стандарте ISO 9001, формируют фундамент, на котором можно создавать другие системы менеджмента.
В основе внедрения интегрированной системы управления лежит процессный подход, который отражен в международном стандарте ISO 9001 и предусматривает анализ деятельности организации с точки зрения различных протекающих в ней процессов.
В ходе подготовки к сертификации осуществляются: выбор органа по сертификации, проведение предсертификационного аудита силами внутренних аудиторов и внешних консультантов, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами.
Сроки реализации проекта по созданию ИСМ с последующей сертификацией достаточно велики.
Специалисты по разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента проведут необходимый анализ деятельности организации и помогут в построении схемы процессов, существующих в организации.
Помимо этого, очень важным моментом при внедрении интегрированных систем управления является проведения анализа рисков. Требования по проведению анализа рисков отражены в международных стандартах ISO 9001, ISO 22000, ISO 45001, ISO 14001 и других.
Как можно судить из мирового опыта, организации, которые сумели успешно осуществить разработку и внедрение интегрированной системы управления, достигают устойчивого успеха в ведении бизнеса на мировом рынке.
Таким образом, переход к разработке и внедрению интегрированных систем управления является той обязательной перспективой, над которой руководству любого предприятия следует задуматься уже сейчас. Специалисты по работе в области интегрирования систем менеджмента постоянно работают над расширением векторов, которые являются своеобразными направляющими курса развития предприятия. Кроме того, они решают вопросы в области этики и морали, по защите прав интеллектуальной собственности, при этом постоянно ориентируясь на динамичное развитие общества и на увеличение запросов конечных потребителей.
Основной целью от внедрения любой интегрированной системы управления является повышение эффективности и увеличение производительности производственного предприятия.