Концепция, основа Интеграций Систем Менеджмента (ИСМ), состоит из:
- необходимости улучшения внутренних процессов;
- внедрения требований стандарта ИСО 9001 и других;
- стратегии управления рисками в отношении качества продукции. а также в отношении:
- персонала, клиентов и общества (ИСО 45001);
- социальной ответственности (SA 8000);
- окружающей среды (ИСО 14001);
- необходимости рассматривать любое потенциально опасное событие для процессов организации, с точки зрения возможных потерь в области качества и безопасности;
- осознания того, что любые меры должны учитывать требования всех заинтересованных сторон.
Итак, ИСМ является объективной необходимостью. Традиционный состав ИСМ включает:
- финансовый менеджмент;
- менеджмент качества (серия стандартов ИСО 9000);
- менеджмент здоровья и безопасных условий труда (ИСО 45001);
- социальная ответственность (SA 8000);
- менеджмент рисков;
- менеджмент знаний;
- менеджмент ценностей;
- экологический менеджмент (ИСО 14000).
Ответственными за создание ИСМ должны быть первые лица, руководители и их заместители. Грамотное проектирование и внедрение интегрированной системы менеджмента приводит к:
- согласованности действий внутри организации, при этом наглядно видно, что общий результат выше, чем отдельно взятый;
- отсутствию автономных систем управления и, как следствие, уменьшению функциональной разобщенности;
- высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
- балансу интересов различных сторон организации;
- сокращению издержек на разработку, функционирование и сертификацию.
Более того, создание интегрированной системы менеджмента менее трудоемко. Когда создаются параллельные системы, требуются большие затраты ресурсов. Число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше. Объем бумаг, сертификатов меньше, чем суммарный их объем в нескольких параллельных системах.
Для создания интегрированной системы менеджмента необходимо ее сначала спроектировать. Для этого нужно не только выбрать международные стандарты на системы менеджмента, но и определить процессы организации, на которые внедренная система будет распространяться, установить их последовательность и взаимодействие. После внедрения данные процессы подлежат мониторингу и анализу.
Важным этапом создания ИСМ является этап документирования. Основная цель этапа – это создание нормативно-организационной основы для функционирования ИСМ. В документации должны быть установлены требования к осуществлению процессов, правила и регламенты. Должна быть четкая идентификация и структура всех документов. Нельзя допускать как «завала» ненужной информацией, так и недостатка необходимых для работы документов. Разумеется, при любых изменениях внутри организации, документация может и должна меняться в соответствующих разделах.
После внедрения интегрированной системы менеджмента по желанию можно выходить на ее сертификацию. Часть требований, которые повторяются во всех стандартах, будут проверяться вместе в ходе общего аудита всех систем, что может существенно сэкономить время и деньги при сертификации.
Опубликовано обновленное руководство по интегрированным системам менеджмента.
За последние годы количество систем менеджмента резко возросло, что связано со стремлением всё большего числа организаций улучшить свою работу в самых разных областях и секторах. Многие компании сейчас уже внедрили более чем одну систему менеджмента. Именно поэтому и было обновлено руководство ISO по интегрированным системам менеджмента «The integrated use of management system standards». Обновленный документ был опубликован на официальном сайте ISO в ноябре 2018 года. Новое руководство может применяться как для интеграции стандартов серии ISO, так и других стандартов.
Впервые руководство по интегрированным системам менеджмента опубликовано в 2008 году. Руководство было создано на основе международного опыта, большого количества примеров из разных отраслей, с учетом лучшей практики по интеграции систем менеджмента. Поскольку за последнее время обновилось большое количество международных стандартов серии ISO и других, потребовалось отразить эти изменения и в руководстве по интегрированным системам менеджмента.
Майкл Маклин, руководитель рабочей группы ISO, разработавшей руководство, сказал, что эффективные интегрированные системы управления могут помочь организации различными способами:
Многие организации пользуются преимуществами нескольких систем управления для обеспечения того, чтобы их системы и процессы соответствовали их целям и помогли им поддерживать свою бизнес-модель в постоянно изменяющихся условий.
Этот документ представляет собой практическое руководство для организаций по эффективному построению своих систем управления в соответствии со стратегиями, планами и операциями. В нем представлены иллюстрации, применяемые в реальных организационных контекстах и соответствующие исследованиям, которые могут быть применены ко всем секторам и отраслям. Он применим к любым видам международных стандартов, а не только к тем, которые публикуются ISO.
Новый документ по интегрированным системам менеджмента «The integrated use of management system standards» был разработан техническим комитетом ISO/TMB/JTCG-TF 05.