Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач (ИСО/МЭК).
Управление качеством – деятельность, осуществляемая для достижения уровня качества, которое удовлетворяло бы требованиям стандартов, регламентов, рыночным условиям и т.п.
Управление качеством продукции предполагает установку, обеспечение и последующее поддержание требуемого уровня качества продукции на всех основных этапах:
- Проектировании;
- Производстве;
- Реализации.
Управление осуществляется посредством внедрения системы менеджмента качества, целенаправленного и систематического контроля, а при необходимости и воздействия на все факторы и условия, оказывающие влияние на качество продукции.
- допроизводственную — исследования, определение технологии, разработку стандартов;
- производственную — составление технологических карт, определение технологического процесса, осуществление технического контроля за производственным процессом;
- послепроизводственную — хранение, реализация, транспортировка, использование.
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества, процессов и услуг. Направлена стандартизация на достижение следующих целей:
- безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;
- безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф;
- обороноспособность и мобилизационная готовность страны;
- техническая и информационная совместимость;
- единство измерений;
- качество продукции, работ и услуг в соответствии с развитием науки, техники и технологии;
- экономия всех видов ресурсов.
Стандартизация и управление качеством продукции функционирует на всех уровнях — в общегосударственном масштабе, отраслевом, на уровне производственного предприятия, а также в территориальном разрезе. Что касается стандартизации, то она является очень важным инструментом, с помощью которого можно эффективно осуществлять управление качеством. Стандарт представляет собой нормативный документ, в котором определены все основные технические характеристики материалов и готовых изделий, показатели качества, степень каждого из них, способы и инструменты измерений, испытаний, маркировки, упаковки, транспортировки и реализации.
Стандартизация предусматривает классификацию готовой продукции по маркам, сортам, по техническим характеристикам, показателям качества, куда, в частности, входят требования к ее форме и внешнему виду и т.д. Производство некоторых видов продукции, не предусмотренных стандартизацией, может осуществляться на основании технических условий, разработанных для данной отрасли. По мере того, как объемы производства данной продукции увеличиваются, происходит замена технических условий общепринятыми стандартами.
Организационной и технической базой стандартизации и системы менеджмента качества продукции являются общепринятые стандарты, которые определяют:
- требования к исходному сырью и материалам, поступающие от сторонних поставщиков, а также правила их приемки и хранения;
- способы и средства осуществления технического контроля производственных процессов;
- параметры основных и вспомогательных технологических процессов и возможность управления ними;
- порядок выполнения мероприятий, направленных на управление качеством продукции;
- требования к номенклатуре и параметрам качества полуфабрикатов сторонних производителей;
- порядок проведения аттестации качества продукции в заводских условиях.
Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции:
- Функция упорядочения заключается в преодолении неразумного многообразия объектов и сводится к упрощению и ограничению.
- Охранная (социальная) функция обеспечивает безопасность потребителей продукции или услуг, производителей, общества от техногенного воздействия.
- Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических , трудовых и природных ресурсов и необходимостью введения обоснованных ограничений на их расходование.
- Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие специалистов, направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
- Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг, как составляющей качества жизни.
- Информационная функция заключается в обеспечении производства, науки, техники и других сфер человеческой деятельности нормативными документами, эталонами, образцами. Ссылка на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара (услуги).
- Функция нормотворчества и правоприменения заключается в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.
Стандартизация и управление качеством продукции играет особую роль в вопросах повышения качества, и представляют собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий (причем постоянно действующих — технических, экономических, организационных, социальных), которые направлены на определение и обеспечение наилучшего уровня качества продукции во время ее производства, реализации и использования.