Под понятием бенчмаркинг в управлении качеством подразумевают анализ и поиск наиболее выгодных решений у конкурентов и лидеров рынка. Первенство в применении бенчмаркинговой стратегии приписывается компании Xerox. Они первые, в условиях растущей конкуренции применили метод глубокого анализа конкурирующих производств, с целью выработки наиболее выгодной и конкурентной стратегии поведения на рынке. Так же рост прибыли таких компаний как IBM, DuPont, Ford, Shell и Kodak так же связывают с бэнчмаркинговыми мероприятиями.
И не смотря на то, что в мире многие компании применяют подобные подходы, в русском языке нет однозначного определения данном термину. Для полноты картины его стоит разделить на несколько подвидов, по цели и ситуации применения.
Внешний партнерский бенчмаркинг в управлении качеством
В этом случае подразумевается, что две конкурирующие фирмы подписывают ряд договоренностей и проводят исследования методов производства и управленческих решений друг друга. Подписываются необходимые документы о неразглашении, оговариваются гаранты и т.д. Это может быть как полное и глубокое изучение, так и исследование некоторых аспектов производства или управления.
Стоит заметить, что наибольшего эффекта от бенчмаркинга в управлении качеством добиваются компании с непрямой конкуренцией. Например, если одна фирма производит мобильные телефона, а другая, например, модемы, то технологическая и организационная близость позволяет позаимствовать друг у друга наиболее выгодные решения и структуры производства и управления. При этом без опасности, что конкурент «выедет» за счет соседа, поделившегося технологиями или решениями. Это взаимовыгодное сотрудничество, которое приносит быстрый результат для обеих сторон.
Еще больших результатов может принести бенчмаркинг в системе менеджмента качества при долгосрочном сотрудничестве. В этом случае возможен вариант, когда обе фирмы принимают решения о введении изменений схожих, но все же в чем-то различных. И по прошествии времени переходят на путь, показавший наивысшие результаты. Это возможность для руководства развивать предприятия быстро и эффективно, оставляя лучшие варианты взамен менее эффективных.
Индивидуальный конкурентный бенчмаркинг в управлении качеством
Это более сложный вариант бенчмаркинга в системе менеджмента качества, когда проводятся исследования конкурентов и лидеров рынка. И исследования больше сводятся к «разведыванию» ситуации у конкурентов. И не смотря на то, что большинство информации находится в свободном доступе – этот путь требует больших временных затрат. Эффективней, если этим занимается группа, разделенная по спецификациям производства. Если необходим бенчмаркинг конкурентов без заключения договоров и партнерских соглашений, то лучше нанять компанию, которая профессионально оказывает подобные услуги. Это ускорит процесс в несколько раз и позволит получить готовый отчет в кратчайшие сроки. Результатом будет список конкурентных преимуществ компаний лидеров и конкурентов. И выбор того или иного пути ложится на руководство производства. Несмотря на длительность и сравнительную дороговизну такого подхода – результат стоит того. Это быстрый способ подняться и закрепиться на том или ином рынке товаров или услуг. Зачастую результат обеспечивают мелочи, которые без особых затрат и перестроек принесут необходимые результаты.
При использовании сторонней бенчмаркетинговой группы стоит так же обратить внимание на возможность «самооценки» предприятия. Это позволит со стороны оценить эффективность работы фирмы и ее конкурентоспособность. Подобный анализ в большинстве случаев помогает выявить «узкие места» и сосредоточить первичные усилия и внимание именно на устранении их.
Бенчмаркинг в управлении качеством (СМК) – это способ в кратчайшие сроки и с минимумом усилий вывести компанию на более высокий конкурентный уровень качества. Данный метод зарекомендовал себя во многих странах как эффективный и надежный. И набирает свою популярность у нас.