Функционирование данной системы менеджмента подтверждается соответствующими документами, куда входят описания процессов, планы стратегического развития организации, а также сертификат, подтверждающий соответствие внедренной системы качества требованиям международных и национальных стандартов, в частности, ISO 9001. Грамотная разработка и формирование данной системы позволит компании получить множество преимуществ — улучшить управляемость производственными процессами, повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, снизить расходы и издержки на производство, а также сделать компанию ориентированной на потребности конечного потребителя.
Система менеджмента качества, при грамотном формировании, в состоянии обеспечить очень эффективную и производительную деятельность предприятия, что, несомненно, отразится и на качестве выпускаемой продукции. Самыми эффективными при формировании системы качества считаются требования, определенные в международных стандартах ISO серии 9000.
Следует отметить, что формирование системы менеджмента качества возможно осуществить и без применения данных стандартов. Качество продукции в этом случае также будет высокое. Однако, чтобы подтвердить его, разработанную систему необходимо сертифицировать, то есть, получить соответствующий документ, подтверждающий, что все производственные процессы, осуществляемые на предприятии, являются эффективными и направлены на постоянное повышение качества, а сама разработанная система в полной мере отвечает требованиям ISO 9001. Следовательно, сам процесс формирования системы менеджмента качества все-таки целесообразно рассматривать с точки зрения данного стандарта.
Для того чтобы формирование и внедрение системы менеджмента качества прошло успешно, руководству компании следует позаботиться о разработке следующих элементов:
- разработать документы, в которых были бы четко сформулированы задачи и цели системы качества, а также способы и методы их достижения (так называемая, политика качества);
- соответствующая данной политике система взаимодополняющих и взаимосвязанных процессов;
- нормативные документы, в которых были бы определены регулирующие и описывающие бизнес-процессы деятельности предприятия в рамках системы менеджмента качества;
- эффективный механизм, с помощью которого можно было бы реализовать требования, определяемые нормативной базой;
- подготовленный и обученный персонал организации.
Что касается непосредственного процесса формирования системы менеджмента качества, то он состоит из трех основных этапов:
- Решение руководства компании.
- Обучение сотрудников.
- Формирование программы разработки и внедрения СМК.
И после того, как будет составлена программа, можно начинать формирование системы менеджмента качества.
Начав работу в данном направлении, необходимо руководствоваться следующими принципами.
- В первую очередь, это ориентация на нужды конечного потребителя. Любое предприятие напрямую зависит от лояльности потребителей, следовательно, надо знать и изучать их потребности и делать все для их удовлетворения.
- Во-вторых — лидерство руководства. Руководители объединяют цели и направления деятельности для их достижения. Также руководитель должен создать такую обстановку, при которой для решения основных задач компании вовлекались бы все сотрудники.
- Вовлечение персонала. Поскольку работники и составляют основу любой организации, то их вовлечение в формирование системы менеджмента позволит с максимальной эффективностью использовать их способности.
- Процессный подход. Требуемого результата удастся достичь намного быстрее, если всю деятельность предприятия разбить на отдельные процессы.
- Системный подход и постоянное улучшение производственной деятельности предприятия.