Еще в 60-х годах прошлого столетия специалисты и ученые многих развитых стран прогнозировали совершенствование СМК на предприятии. Они понимали, что посредством контроля только готовой продукции не получается гарантировать высокое качество. Работа над достижением оптимального качества товара должна начинаться значительно раньше – еще на этапе изучения конъюнктуры рынка, при выборе партнеров-поставщиков исходного сырья, на стадии проектирования, при выборе необходимых комплектующих и материалов, ну и, наконец, во время реализации готовой продукции, ее техническом сопровождении в процессе эксплуатации потребителями и последующей утилизации.
Такой комплексный подход к совершенствованию СМК обеспечил разработку замкнутых процессов, которые начинались с изучения потребностей современного рынка и включали несколько стадий совершенствования производимой продукции – подготовка производства, непосредственное изготовление, хранение и реализация, а также послепродажное сервисное обслуживание, основанное на системе «обратной связи» с покупателями и клиентами, планирование с учетом конъюнктуры рынка, минимизация затрат на обеспечение оптимального качества. СМК любого предприятия – это совокупность методов, средств, приемов и принципов реализации функций и мероприятий, направленных на управление всеми процессами.
Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.
Для каждого предприятия осуществляется разработка системы менеджмента качества с учетом его специфики. Также, с учетом конкретных производственных условий, осуществляется ее постоянное совершенствование, хотя базовые принципы основываются на международных стандартах ISO. При этом обязательно принимается во внимание конкретная направленность деятельности предприятия, специфика рынка и производимой продукции и многие другие факторы. СМК должна полностью охватывать все этапы жизненного цикла выпускаемой продукции. Для этого необходимо выполнение следующих действий:
- поиск рынка сбыта, его изучение, маркетинг;
- проектирование и выпуск продукции;
- подготовка, разработка и совершенствование производственных процессов;
- материально-техническое обеспечение;
- осуществление контроля, проведение тестовых испытаний;
- упаковка, транспортировка, хранение;
- распределение, реализация, установка и эксплуатация;
- оказание технической помощи и сервисное обслуживание.
Разработка, внедрение и совершенствование СМК на предприятии осуществляется на базе стандартов ISO 9001. ISO – это международная организация по разработке стандартов, целью которой является развитие систем стандартизации, разработка и совершенствование на их основе общепринятых стандартов, оказывающих непосредственное влияние на интеграционные процессы в самых разных направлениях и областях деятельности предприятий.
Важнейшими задачами системы менеджмента качества представляются:
- предупреждение несоответствий через активное управление всеми процессами, которые влияют на качество продукции;
- определение порядка ответственности, а также полномочий руководства всех уровней управления;
- создание управления процессами по так называемому принципу замкнутого контура от получения условий потребителя через исполнение процессов с включением обратной связи до определения его удовлетворенности принятыми результатами (цикл PDCA);
- постановка эффективного контроля соответствия продукции условиям потребителей, а также организация контроля основных процессов;
- нормативная и методическая организация работ по обеспечению качества;
- привлечение всего персонала организации в работу по обеспечению качества продукции, вознаграждение творчества и инициативы исполнителей;
- выявление проблем, несоответствий, устранение возможности их повторения, оптимизация СМК по тратам на качество при имеющемся лимите в ресурсах.
Принцип, по которому осуществляется разработка правил, которые впоследствии становятся общепринятыми стандартами, довольно простой. Инициатива их создания или совершенствования должна исходить от предприятий, использующих их – в большинстве случаев это производители какой-либо продукции, нуждающиеся в надежных поставщиках. Эти организации формируют базовые требования и отправляют их своим представителям в организации ISO. Там решают, насколько целесообразны данные требования и стоит ли вообще заниматься их рассмотрением, и если принимается положительное решение, то сразу же создается технический комитет, который и занимается окончательной разработкой. Проект рассылается для рассмотрения и оценки в другие комитеты-члены ISO и по результатам голосования определяется – принять ли проект как новый стандарт или отклонить.
Согласно положениям ISO, совершенствование СМК на предприятии является одним из важнейших принципов менеджмента качества. Реализуя данный принцип, следует руководствоваться рекомендациями, определяющими возможность улучшения СМК, суть которых сводится к тому, что все процессы и системы предприятия должны постоянно и регулярно подвергаться анализу, измерениям, улучшениям.