Функционирование системы менеджмента качества, прежде всего, направлено на то, чтобы в кратчайшее время достичь как можно лучших результатов, которые основывались бы на критериях качества, удовлетворении требований потребителей, а в некоторых случаев и превышении их ожиданий. Система менеджмента является неотделимой частью общей системы управления компанией. Цели повышения качества продукции или услуг, предоставляемые компанией, в обязательном порядке должны дополнять иные цели предприятия, например, повышение уровня технического развития, увеличение оборота денежных средств, увеличение прибыли, повышения техники безопасности и охраны труда для работников компании, а также для охраны природной среды.
Система менеджмента качества предприятия разрабатывается на основе международного стандарта ISO 9001. Что представляют собой международные стандарты серии ISO 9000?
Международные стандарты этой серии являются пакетом требований ко всем организациям для обеспечения требуемого качества продукции или услуг, разработанными коллективом международной организации, который известен как «ISO/Технический комитет 176» (ISO/TC 176). В этих стандартах перечислен минимальный набор требований, которые предписывается выполнять любой организации или предприятию для обеспечения наилучшего качества продукции. Эти требования должны выполняться всеми предприятиями, независимо от выпускаемой им продукции или оказываемых услуг.
В этой серии стандартов международного организации по стандартизации ISO собраны воедино и обобщены многие разработки национальных компаний по управлению качеством. Если какое-либо предприятие стремится достичь стабильного качества своей продукции, то ему необходимо в своей работе руководствоваться этими стандартами. Хотя, выполнение этих стандартов не является обязательным условием для существования компании на рынке товаров и услуг.
В настоящее время стандарты ISO серии 9000 пользуются огромной популярностью на мировом рынке. Как отмечают специалисты-аналитики, такой популярности в современной истории стандартизации не имела ни одна серия существующих ранее стандартов.
Международной организацией по стандартизации ISO разработана серия стандартов ISO 9000, которые затрагивают различные аспекты управления качеством и включают такие стандарты, как:
ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает требования к системе менеджмента качества.ISO 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
ISO 9004 «Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход с позиции менеджмента качества» сосредоточен на том, как сделать систему управления качеством, более эффективной и работоспособной.
ISO 9001 – Клиентоориентированный стандарт. Суть стандарта и внедрения системы заключается в оптимизации процессов, влияющих на удовлетворенность клиента, что позволяет компании сконцентрироваться на процессах, обеспечивающих удовлетворенность клиента. Так же уделяется значительное внимание мотивации и вовлеченности высшего руководства, постоянному совершенствованию. Рекомендуется использование процессного подхода.
Важное внимание уделяется проверкам работоспособности системы, для этой цели организациям рекомендуется проводить внутренние аудиты. Для этих целей возможно применение стандарта ISO 19011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» - руководство по проведению внутреннего и внешнего аудитов систем менеджмента качества.
Стандарт ISO 9001 закладывает универсальные подходы к менеджменту в целом и является оптимальной базой для создания интегрированной системы управления.