СМК в образовательном учреждении - особенности внедрения и преимущества

Опубликовано 18.06.2019

В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Образовательный процесс является целенаправленным, ресурсообеспеченным, спроектированным взаимодействием управляющей и управляемой подсистем по достижению качества запрограммированного результата.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

При проведении анализа структурных компонентов «качества образования» возможно выделить важные аспекты построения и реализации процесса управления качеством образования.

Ключевыми факторами качества образования являются:

  • качество содержания;
  • качество методического и материально - технического обеспечения процесса;
  • профессиональный уровень;
  • положительная мотивация;
  • качество знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности;
  • качество созданной системы;
  • эффективность системы мониторинга качества образования.

 СМК в образовательном учреждении имеет также ряд специфических особенностей: 

  1. Необходимость внедрения СМК – системы менеджмента качества обусловлена изменчивостью требований рынка образовательных услуг. Чтобы держаться на плаву, необходимо вписаться в рыночные условия.
  2. Необходимость открывать новые, востребованные специальности, повышать качество обучения, выбирать наиболее эффективные формы обучения, обновлять учебную и лабораторную базу. Рынок обязывает повышать компетентность преподавателей, бороться за каждого потенциального учащегося или студента. 
  3. Необходимость идти в ногу со временем заставила учреждения образования неукоснительно соблюдать требования государственных стандартов образования. 
  4. Периодическое лицензирование и аттестация – обычное дело для образовательных учреждений. Ответственность за все эти направления полностью лежит на плечах руководителя учебного заведения. И чтобы легче было справляться и успешно работать во всех этих направлениях образовательное учреждение должно функционировать в рамках эффективной и гибкой системы управления, которая чётко распределяет ответственность и полномочия персонала, и, в которой установлены единые правила выполнения процессов, критерии оценки.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

СМК в образовательном учреждении - особенности внедрения и преимущества
СМК в образовательном учреждении - особенности внедрения и преимущества

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

Основные направления обучения в образовательных учреждениях определяются учебными планами. Но факт наличия учебного плана еще не означает полного удовлетворения потребностей и ожиданий учащихся. Если процессы внутри образовательного учреждения далеки от совершенства, то качественного обучения ожидать не приходится. Чтобы таких недостатков не было, и был разработан государственный стандарт СМК - ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования».

СМК в образовательном учреждении (техникуме, лицее, вузе, колледже) даст следующие внутренние преимущества:

  • повышение успеваемости студентов;
  • реорганизация системы управления учебным заведением, введение в учебную программу новых специальностей и специализаций;
  • развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благоприятных условий обучения;
  • введение новых образовательных технологий;
  • повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;
  • оптимизация образовательного процесса – рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью.

И внешние преимущества:

  • повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля;
  • расширение рынка потребителей – абитуриентов, с одной стороны, и организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с другой стороны;
  • повышение престижа вуза;
  • постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, информированность.

Небольшой набор задач, специфических для образовательных учреждений, решается при внедрении СМК – системы менеджмента качества.

Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

СМК основана на восьми принципах менеджмента качества:

  1. Ориентация на потребителя — организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.
  2. Лидерство руководителя — так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии).
  3. Вовлечение персонала — так как персонал организации (а это мы с вами-коллеги) является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной, то опора наших лидеров на нас - это залог успеха.
  4. Процессный подход — СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы — через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечиваются любые изменения.
  5. Системный подход к менеджменту — подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.
  6. Постоянное улучшение — основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.
  7. Принятие решений, основанных на фактах — напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками — вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Внедрение СМК в сфере образования, как и любой другой вид деятельности, имеет стандартные этапы: 

  • предварительный аудит анализ деятельности образовательного учреждения;
  • разработка документации СМК;
  • пробный внутренний аудит на предмет готовности учреждения к внедрению СМК, выявление несоответствий, слабых мест в менеджменте качества;
  • подготовка к сертификационному аудиту, обучение;
  • внедрение СМК;
  • сертификация.

Система менеджмента качества (СМК) в образовательном учреждении охватывает всю его деятельность, не только учебную. СМК в учреждении образования, как и система менеджмента качества в любой другой организации, рассматривает всю технологическую цепочку деятельности по процессам. Процессный подход, присущий международному стандарту СМК, четко регламентирует научно-исследовательские и аналитические работы, планирование и контроль качества образовательных услуг, внутренние аудиты, воспитательную работу, анализ рынка и оценку удовлетворенности потребителей, и управление жалобами. 

СМК регулирует также такие направления деятельности образовательного учреждения, как управление кадрами, инфраструктурой, которая включает не только учебные корпуса, но и объекты социально-бытового назначения, управление профессиональной образовательной средой. Важнейшим элементом СМК образовательного учреждения является отчётность по установленным параметрам качества и результативности.

Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование, престиж среди абитуриентов и хорошая репутация для любого образовательного учреждения.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить