Для успешного функционирования предприятия необходимо управлять им систематически, притом, что управление должно быть прозрачным. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованный сторон. Одним из принципов менеджмента качества в международных стандартах является лидерство руководителя.
Шаг 1. Назначьте руководителя (менеджера) проекта
Руководителем проекта часто становится директор по качеству (название
этой должности может отличаться в различных организациях). При
отсутствии в компании подобной должности нередко ответственность за
проект ложится на руководителей, чья работа на предприятии связана с
маркетингом, информационными технологиями, производством, техническим
контролем, стандартизацией и др. К примеру, в сервисных компаниях
различные инициативы в области качества нередко возглавляются службами
организационного развития. В небольших компаниях иногда вообще не
требуется вводить отдельную штатную должность для директора или
менеджера по качеству. В таких случаях кто-то из руководства компании
берет на себя дополнительные функции ответственного за качество. В любом
случае желательно, чтобы руководитель проекта находился в Вашем
непосредственном подчинении.
Главный совет в данном случае состоит в том, что на ответственную
должность руководителя проекта стоит назначать гибкого, инициативного
работника, который будет способствовать скорейшему продвижению проекта.
Шаг 2. Продемонстрируйте собственную заинтересованность в проекте
Во-первых, Генеральный Директор должен сообщить персоналу цели проекта,
их важность, степень участия в проекте самих работников. Во-вторых,
руководитель предприятия должен представить менеджера проекта и,
возможно, привлеченных консультантов. Если Вы этого не сделаете, то
любые инициативы со стороны проектной группы будут встречать непонимание
и сопротивление персонала. Также нередко менеджеры по качеству жалуются
на отсутствие взаимопонимания с высшим руководством. Многие их
инициативы так и остаются без внимания. Во многом это связано с тем, что
в конкретной компании качество не входит в круг интересов Генерального
Директора.
Для того чтобы все работники организации имели четкое понимание позиции
Генерального Директора по вопросам качества, а также регулярно
информировались о ходе реализации проекта, следует подготовить
коммуникационный план. Поручите это сделать руководителю проекта. Кроме
того, будьте внимательны к любым предложения своих подчиненных, ведь
новаторство – одно из неотъемлемых свойств предпринимательского таланта.
Если хотите быть услышаны, научитесь слушать других.
Шаг 3. Поручите провести «обследование» организации и конкурентной среды
Сделать это может либо рабочая группа по внедрению системы менеджмента
качества, либо внешние консультанты. В качестве индикаторов качества, с
точки зрения потребителя, можно использовать, например, количество
жалоб, объемы повторных покупок, процент потерянных клиентов за период
времени от общего количества клиентов и ряд других показателей. Итогом
«обследования» должен стать отчет, из которого Вы узнаете, какие
проблемы существуют в организации. Существуют и различные наработанные
методики анализа внутреннего и внешнего состояния фирмы. Лучше для этой
цели привлечь независимых специалистов, которые дадут объективную оценку
деятельности организации, помогут выявить «узкие» места и оценить общее
«состояние здоровья».
Шаг 4. Поручите наладить четкую обратную связь с клиентами
Одно из обязательных требований при внедрении системы менеджмента
качества — мониторинг удовлетворенности потребителей. Мониторинг – это
постоянный и систематический контроль.
О проведении такого мониторинга Вы должны позаботиться с самого начала
запуска проекта. Поручить эту работу Вы можете маркетологам. Иногда
полученные результаты подобных исследований становятся для руководства
компаний чем-то вроде «шоковой терапии».
Желания потребителей все время меняются, меняется и конкурентное
состояние рынка. Для того, чтобы занимать лидирующее положение в
конкурентной борьбе, организации необходимо иметь «чуткий» отдел
маркетинга.
Шаг 5. Поручите организовать обучение сотрудников
К решению этой задачи руководитель проекта должен привлечь директора по
персоналу. Важно, чтобы обучение охватывало как можно больше людей в
организации: высшее руководство, руководителей среднего и низшего звена,
участников проектной команды. Содержание и длительность учебных курсов
для различных категорий работников будут отличаться. Короткий (например,
одно- или двухдневный) курс обучения для высшего руководства иногда
целесообразно проводить еще до официального начала проекта по разработке
системы менеджмента качества. Это позволит выработать среди
топ-менеджеров общее понимание ключевых вопросов, оценить планируемые
объемы работ и уменьшить противодействие нововведению.
Обучение – важный этап не только в плане разъяснения, но и в плане
мотивации. Времена плановой экономики давно прошли, пора избавляться от
её последствий. Развитие и поступательное движение вперед – это то, что
является отличительной чертой рыночной экономики в целом и успешного
предприятия в частности.
Шаг 6. Учредите совет по качеству
Задача работы совета по качеству — анализировать и оценивать, как
реализуются мероприятия, связанные с менеджментом качества. В состав
совета обязательно должен войти Генеральный Директор. Кроме него в
совете участвуют директор по качеству или лицо, выполняющее аналогичные
функции на этапе разработки системы менеджмента качества (руководитель
проекта, директора организации по различным направлениям). Иногда для
участия в совете по качеству могут приглашаться внешние консультанты и
представители потребителей.
Шаг 7. Определите систему мотивации сотрудников
Обучение сотрудников иногда является недостаточным основанием для того,
чтобы они «прониклись» нововведениями и рьяно бросились претворять
замыслы начальства и свои собственные идеи в жизнь. Мотивировать – это
не только разъяснить, в чем состоит положительный экономический эффект
от внедрения новшеств на предприятие, а в большей степени показать,
какой положительный эффект это окажет на отдельного работника. В
большинстве случаев грузчику все равно, увеличиться ликвидность
предприятия или упадет операционный поток. Для успешного внедрения
системы требуется привлечь топ-менеджмент, «заразить» его идеей,
показать сотрудникам, что любая новая идея и систематическая
качественная работа будет поощрена, а от обычных работников требовать
неукоснительного соблюдения внутреннего регламента и правил на
предприятии.