Риски в системе менеджмента качества

Опубликовано 10.10.2018

При проектировании и внедрении системы менеджмента качества необходимо обязательно принимать во внимание возможные риски в системе.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Согласно международному стандарту ISO 9001, организация при планировании системы менеджмента качества должна определять риски и возможности, которыми нужно управлять для обеспечения уверенности в том, что система менеджмента способна достигать запланированных результатов, для улучшения этих результатов, для минимизации и предотвращения неблагоприятных последствий, и для достижения постоянного улучшения. Однако стандарт, не дает классификации рисков и методики определения этих рисков, компания вправе выбрать методику, которой ей удобно пользоваться. 

Существует множество определений категории риск и основополагающее ядро его содержания – это соотношение вероятности наступления последствий, которые приводят к отклонению заданных параметров любого процесса от запланированных.

Можно выделить следующие группы рисков:

  1. Внешние. Сюда входят риски, связанные с клиентами или потребителями, с конкуренцией, с законодательством. Это может быть нарушение сроков доставки продукции, убытки, связанные с производством некачественных товаров, а также недополученная прибыль вследствие расторжения договоров на сотрудничество.
  2. Внутренние. Это  риски, которые могут возникнуть в бизнес-процессах организации. Это низкая компетентность сотрудников, высокая текучесть кадров, низкая производительность труда и результативность, риски, связанные с ведением документооборота и управлением документации.
  3. Риски, связанные с производственными или управленческими процессами. Отсутствие или несоответствие показателей результативности процессов, невозможность регулирования их и измерения результативности.

Естественно, что это далеко не полный перечень рисков. Поэтому основная задача предприятия — выделить главные наиболее значимые риски или группу, приложить максимум усилий к их снижению, а также к достижению основных задач в плане повышения качества производимой продукции и удовлетворения ожиданий потребителей. Большую роль в процессах идентификации играют классификации рисков, принятые в организации. Именно классификации позволяют выявить причины возникновения рисков для дальнейшего управления ими. Классификации рисков должны охватывать все возможные для сферы деятельности организации риски и при этом не быть слишком усложненными и неудобными в использовании. Должна поддерживаться база знаний о рисках, содержащая классификации рисков, их определения, критерии диагностики и системы оценок, а также отзывы использовавших эти знания специалистов в области менеджмента рисков.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Классификация видов рисков может быть осуществлена по следующим признакам:

  • по сфере деятельности организации;
  • характеру менеджмента — стратегические, тактические, оперативные;
  • уровню риска — низкие, умеренные, значительные, критические;
  • степени опасности — допустимые, недопустимые;
  • возможности анализа — прогнозируемые, непрогнозируемые;
  • степени ущерба — несущественные, средние, высокие и катастрофические.

С помощью классификации выявляется наиболее полный состав рисков, связанных с деятельностью организации, а также осуществляется выбор именно тех рисков, воздействие которых может быть снижено самой организацией.

В качестве инструментов для достижения поставленных задач можно использовать разные модели или стандарты системы менеджмента качества.

Система управления рисками называется риск-менеджмент. Это процесс разработки и выполнения управленческих решений, призванных максимально снизить возможность возникновения негативного результата и сведение к минимуму возможных потерь, связанных с его реализацией, комплекс способов управления рисками, куда входит и снижение материальных потерь. Ориентируясь на современное развитие риск-менеджмента, возможно проанализировать и определить взаимосвязь его принципов с принципами менеджмента качества.

Принципы менеджмента качестваПринципы риск-менеджмента и его возможности

1. Ориентация на потребителя

Риск-менеджмент защищает ценность, создаваемую для потребителя

2. Лидерство руководства

В риск-менеджменте руководство не избегает рисков, а управляет ими, добиваясь максимальной эффективной деятельности организации
3. Процессный подходУправляя деятельностью организации как системой процессов, учитывать все виды рисков, создавать все необходимые предпосылки для их локализации и нейтрализации
4. Системный подходРиск-менеджмент является неотъемлемой частью всех процессов организации и интегрируется во всю организационную деятельность
5. Вовлечение персоналаДостижение поставленных задач достигается непосредственно с участием всего персонала в риск-менеджменте
6. Принятие решения, основанного на фактахРиск-менеджмент позволяет выявлять наиболее достоверные тенденции, что способствует принятию более эффективных и объективных решений
7. Взаимовыгодные отношения с поставщикамиРиск-менеджмент делает процесс партнерства более прозрачным и взаимовыгодным
8. Постоянное улучшениеРиск-менеджмент способствует постоянному улучшению как систем менеджмента качества, так и деятельности организации в целом

Несмотря на то, что риски в системе менеджмента качества на сегодняшний день считаются наиболее актуальной проблемой, они не могут рассматриваться как отдельный институт, а их необходимо интегрировать в общую систему менеджмента организации. В пользу такой интеграции говорит то обстоятельство, что система управления рисками не является самоцелью любой организации, а может рассматриваться как дополнительный инструмент, направленный на постоянное совершенствование имеющейся системы и направленный на:

  1. Повышение качества производимой продукции или выполняемых работ, KPI.
  2. Повышение удовлетворенности клиентов и потребителей.
  3. Повышение эффективности работы системы менеджмента качества в целом.

Таким образом, комплексное управление рисками позволяет более полно учитывать внутренние и внешние факторы в деятельности предприятия, определяет пути обеспечения устойчивости бизнеса, его способности противостоять неблагоприятным ситуациям. Реализация принципов менеджмента качества и принципов риск-менеджмента в их интеграции позволяет вести систематический мониторинг рисков, проводить соответствующие корректирующие и предупреждающие действия, а также планировать и прогнозировать риски организации. Значимыми индикаторами эффективного управления рисками являются положительные показатели основных бизнес-процессов и отсутствие рекламаций потребителей.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить